Найти в Дзене

ЕЗДРА 4: ПОПЫТКИ ВРАГОВ ОСТАНОВИТЬ СТРОИТЕЛЬСТВО

Оглавление

(Ездра 4)

Евреи вернулись в свою землю, чтобы восстановить храм. После многообещающего начала, описанного в главе 3, в главе 4 сообщается о том, что они столкнулись с противодействием со стороны народа той земли и были вынуждены приостановить свои работы на пятнадцать или шестнадцать лет до начала правления персидского царя Дария.

Кроме того, в Езд. 4 говорится и о других попытках соседей евреев помешать их работам. Одна произошла во время правления Ахашвероша, а другие (или другая) – во время правления Артаксеркса I. По сути, начиная с Езд. 4 и до конца книги Неемии, мы читаем о непрекращающемся конфликте. Что бы ни делали евреи для Бога, они встречали сопротивление со стороны их врагов.

Самое странное в этой главе ― её внутренняя организация. Сначала она продолжает историю, рассказанную в предыдущей главе (4:1−5), потом переходит к событиям несколькими десятилетиями позднее (4:6), а затем сообщает о том, что произошло спустя ещё тридцать лет (4:7−23) прежде, чем снова вернуться к первоначальной теме (4:24). Почему автор использовал такую необычную хронологию?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует отметить два факта. (1) Автор не путался в хронологии. Он точно указал, когда произошли события, описанные в главе. Он намеренно добавил эти примеры противодействия к тому, о котором читаем в 4:1−5. (2) Автор писал, главным образом, для тех, кто уже знал об успешном восстановлении храма. Первыми читателями этой книги были евреи, которые уже поклонялись в новом храме. Прерывание повествования никак не отразилось на их уверенности в благополучном конце этой истории.

Какую цель преследовал автор , включив эти два инцидента в свой рассказ? Он хотел, чтобы его читатели понимали, какую серьёзную реальную угрозу представляли люди той земли для Божьего народа. Их враждебность по отношению к евреям была настолько сильной, что они противодействовали им на протяжении почти девяноста лет! В разделе также ясно говорится, почему евреям было необходимо защищать себя от своих соседей.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ВО ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ КИРА (4:1−5)

«И услышали враги Иуды и Вениамина, что возвратившиеся из плена строят храм Господу Богу Израилеву; и пришли они к Зоровавелю и к главам поколений, и сказали им: “Будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему и Ему приносим жертвы от дней Асардана, царя сирийского, который перевёл нас сюда”. И сказал им Зоровавель, и Иисус, и прочие главы поколений израильских: “Не строить вам вместе с нами дом нашему Богу; мы одни будем строить дом Господу, Богу Израилеву, как повелел нам царь Кир, царь персидский”. И стал народ земли той ослаблять руки народа иудейского и препятствовать ему в строительстве; и подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их, во все дни Кира, царя персидского, и до царствования Дария, царя персидского».

Стихи 1, 2. Сначала в тексте говорится о предложении помощи от народа той земли, когда евреи начали восстановление храма. Названные два колена, Иуды и Вениамина, составляли южное царство Иудею, жители которого были уведены в вавилонский плен; представители этих двух колен составляли большинство возвратившихся. Остальные были из других колен, которые переселились на юг до разрушения Иерусалима в 586 г. до н.э. (2 Пар. 30:11, 18, 19; 34:9).

Враги Иуды услышали, что евреи строят храм. Это утверждение возвращает нас к 3:13, где говорится, что «голос» радости «слышен был далеко».

Врагов евреев сегодня часто называют самарянами, поскольку «Самария» упоминается в 4:10, 17. Согласно одному из определений, самаряне, «древнее ответвление иудаизма», были сектой, которая признавала только пять первых книг Ветхого Завета. Однако это определение намного уже, чем «самаряне, жители Самарии». Самаряне были потомками людей, которых переселили из других земель на территорию бывшего северного царства, после того как большинство израильтян было уведено в плен ассирийцами.

Эти люди объяснили, что их перевели туда в дни Асардана, царя сирийского («царя Ассирии», Международное Библейское Общество) (681―669 гг. до н.э.). Ранее предыдущий ассирийский царь Саргон II депортировал израильтян около 722 г. до н.э. Он, очевидно, первым начал политику замены израильтян народностями из других стран (4 Цар. 17:6, 24−33), процесс, который продолжили другие ассирийские цари. Заявление, которое сделали эти люди: «в дни Асардана», подтверждается древними документами о Сиро-Палестинской кампании. Этот царь захватил Сидон (на севере) и поселил там другие народы.

Поселившись в Самарии, эти чужеземцы вступали в смешанные браки с израильтянами, оставшимися в стране. В 4:4 они названы «народ земли», что явно означает неевреи (или неизраильтяне), которые жили по соседству с переселенцами из Вавилона.

Почему о них говорится как о врагах евреев? Вероятно, они названы врагами на основании того, что они сделают впоследствии, начиная с этого времени, а не на основании того, что они уже сделали. В последующие годы они любыми способами будут препятствовать евреям в достижении их цели. Возможно, они огорчились из-за того, что их помощь отвергли. Ещё одной причиной (и возможно, более существенной) было то, что, по возвращении евреи вернули себе землю своих предков, которой, скорее всего, пользовался народ той земли; их территория была отделена от провинции, частью которой она раньше являлась. Поэтому и у местного населения, и у правителей этой провинции были причины не любить новоприбывших.

Почему Зоровавель и другие еврейские лидеры (главы поколений) отказались от помощи местных жителей? Возможно, они почувствовали, что у тех были скрытые мотивы. Однако, по нашему убеждению, основной причиной их отказа было то, что те народы поклонялись и другим богам помимо единого Бога (4 Цар. 17:29−34). Евреям, которые только что возвратились из плена, пострадав за идолопоклонства своего народа, не было никакого смысла связываться с людьми, которые могли вновь отвратить их от поклонения одному лишь Господу.

Стих 3. На предложение помочь еврейские лидеры резко ответили что-то вроде: «Нет, спасибо». Они сказали: «Не строить вам вместе с нами дом нашему Богу». В Современном Переводе читаем: «Нет, вы не можете помогать нам строить храм нашему Богу. Только мы можем строить храм Господу, Богу Израиля». Тем самым они отвергли саму мысль о том, что утверждение о поклонении Богу сделало тех людей верующими иудеями. Затем евреи настаивали на том, что Кир повелел им восстановить храм (см. 1:1−4), имея в виду, что указ царя не позволял им принимать помощь от других в непосредственном строительстве.

Стихи 4, 5. Впоследствии, народ той земли «стал… ослаблять руки народа иудейского и препятствовать ему в строительстве». Этот перерыв в работе продолжался во все дни Кира (539−530 гг. до н.э.) и до царствования Дария (522−486 гг. до н.э.), а именно, с 535 до 520 гг. до н.э. Как враги Иудеи добились своего? В тексте не приводятся подробности, лишь говорится, что они подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их. Мы можем представить, как они давали взятки чиновникам, нанимали лоббистов, блокировали поставки, запугивали работников и угрозами насилия вынудили остановить строительные работы на пятнадцать или шестнадцать лет. В итоге, согласно книге Аггея, запуганные евреи прекратили работы над храмом и начали строительство своих домов (Агг. 1:1−4).

Повествование о противодействии работам над храмом возобновляется в стихе 24. Однако прежде чем продолжить историю, автор рассказывает о противодействии врагов во время царствования двух других царей.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ВО ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ АХАШВЕРОША (4:6)

«А в царствование Ахашвероша, в начале царствования его, написали обвинение на жителей Иудеи и Иерусалима».

Стих 6. Противодействие евреям выразилось в форме письменной жалобы на них во время царствования Ахашвероша или Ксеркса I. Этот инцидент произошёл около 480 г. до н.э., в начале его царствования. О том, какие были последствия, ничего не сказано. Очевидно, автор упомянул это происшествие, чтобы показать, что евреи постоянно сталкивались с враждебностью и попытками разрушить их планы.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ВО ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ АРТАКСЕРКСА I (4:7−23)

«И во дни Артаксеркса писали Бишлам, Мифредат, Табеел и прочие товарищи их к Артаксерксу, царю персидскому. Письмо же написано было буквами сирийскими и на сирийском языке. Рехум, советник, и Шимшай, писец, писали одно письмо против Иерусалима к царю Артаксерксу такое: “Тогда-то. Рехум, советник, и Шимшай, писец, и прочие товарищи их, ― динеи и афарсафхеи, тарпелеи, апарсы, арехьяне, вавилоняне, сусанцы, даги, еламиты и прочие народы, которых переселил Аснафар, Сеннахирим, великий и славный, и поселил в городах самарийских и в прочих городах за рекою, и прочее”. И вот список с письма, которое послали к нему: “Царю Артаксерксу ― рабы твои, люди, живущие за рекой, и прочее. Да будет известно царю, что иудеи, которые вышли от тебя, пришли к нам в Иерусалим, строят этот мятежный и негодный город, и стены делают, и основания их уже исправили. Да будет же известно царю, что если этот город будет построен и стены восстановлены, то ни подати, ни налога, ни пошлины не будут давать, и царской казне сделан будет ущерб. Так как мы едим соль от дворца царского, и ущерб для царя не можем видеть, поэтому мы посылаем донесение к царю: пусть поищут в памятной книге отцов твоих, и найдёшь в книге памятной, и узнаешь, что город этот ― город мятежный и вредный для царей и областей и что отпадения бывали в нём издавна, за что город этот и опустошён. Поэтому мы уведомляем царя, что если город этот будет достроен и стены его доделаны, то после этого не будет у тебя владения за рекой”. Царь послал ответ Рехуму, советнику, и Шимшаю, писцу, и прочим товарищам их, которые живут в Самарии и в прочих городах заречных: “Мир... и прочее. Письмо, которое вы прислали нам, внятно прочитано предо мной; и от меня дано повеление и разыскивали, и нашли, что город этот издавна восставал против царей, и производились в нём мятежи и волнения и что были в Иерусалиме цари могущественные и владевшие всем Заречьем, и им давали подать, налоги и пошлины. Итак, дайте приказание, чтобы люди эти перестали работать и чтобы город этот не строился, доколе от меня не будет дано повеление. И будьте осторожны, чтобы не сделать в этом недосмотра. К чему допускать размножение вредного в ущерб царям?” Как скоро это письмо царя Артаксеркса было прочитано перед Рехумом и Шимшаем, писцом, и товарищами их, они немедленно пошли в Иерусалим к иудеям и сильной вооружённой рукой остановили работу их».

Стих 7. Следующее официальное обвинение против иудеев было выдвинуто во время царствования Артаксеркса I, который правил Персией в 465–424 гг. до н.э. Так как имена, упомянутые в связи с этой петицией к царю, отличались от имён в стихе 8, можно предположить, что обвинение из стиха 7 было совершенно другим, чем то, о котором идёт речь в 4:8−23.

Автор книги Ездры был знаком с письмом, посланным Бишламом, Мифредатом, Табеелом и прочими товарищами. Вероятно, может возникнуть вопрос, как следует понимать эти имена. В Современном Переводе читаем: «Бишлам, Мифредат, Табеел и некоторые другие из них». В Международном Библейском Обществе: «Бишлам, Мифредат, Тавеел и другие их сподвижники».

Автор знал, что письмо было написано... на сирийском языке (арамейском, Международное Библейское Общество), международном языке дипломатии того времени. Он также знал, что его переводили с сирийского (арамейского) языка, когда зачитывали его царю Персии. Больше о первом обвинении ничего не известно.

Стих 8. О втором обвинении, выдвинутом против иудеев во время правления Артаксеркса I, и об ответе царя говорится в 4:8−23. На этот раз враги иудеев выступали против восстановления «стен» Иерусалима, а не против восстановления храма (4:12). Вероятно, описанные здесь события произошли около 445 г. до н.э., много лет спустя после восстановления храма. Результатом этого обвинения стало «отстранение» иудеев от работ персидским царём (4:21).

Езд. 4:8–6:18, так же как 7:12−26, был написан на арамейском, а не на еврейском языке; вероятно, из-за того, что большая часть этого раздела книги представляет собой копии существующих арамейских документов. Связующие отрывки – тоже на арамейском языке, возможно, потому, что так было легче для автора и читателя, чтобы не приходилось «слишком часто переходить с одного языка на другой».

Прежде, чем процитировать письмо против Иерусалима, автор книги Ездры сообщает, что оно было составлено Рехумом, советником. Вместо «советник» в Международном Библейском Обществе стоит «царский наместник». Рехум продиктовал письмо Шимшаю, писцу, который исполнял обязанности секретаря и записал его слова.

Стихи 9, 10. Письмо, представленное в 4:9−16, начинается с необходимых формальностей, подобных тем, с которых начинаются современные деловые письма (эквивалент адресов отправителя и получателя). Среди названных отправителей письма: Рехум, Шимшай и их товарищи, и все начальники провинции. Сюда входили представители всех народов, которых великий и славный Аснафар переселил и поселил… за рекою. «Аснафар» ― это, очевидно «Ашшурбанипал», последний великий ассирийский царь (669−631 г. до н.э.). Он переселил народы из Вавилона и Елама на запад от реки Евфрат, в Сиро-Палестину. Этот «регион» (или провинция) была известна, как «Заречье» или «за рекой», и упоминается несколько раз в книге Ездры (Езд. 4:10, 11, 16, 17, 20; 5:3, 6; 6:6, 8, 13; 7:21, 25; 8:36) и книге Неемии (Неем. 2:7, 9; 3:7).

Таким вступлением авторы письма надеялись достичь две цели: дать ясно понять, что письмо выражало единодушное мнение лидеров провинции, и обосновать своё присутствие в стране на момент возвращения евреев. Они находились там, потому что великий царь (подобный персидскому царю) поселил их там.

Стих 11. Когда автор книги Ездры писал свою историю, он имел перед собой копию этого письма. В официальном приветствии в таких письмах, как правило, назывался и получатель, и отправитель: «Царю Артаксерксу ― рабы твои, люди, живущие за рекой».

Стих 12. Основная часть письма сообщала персидскому царю (Артаксерксу I) о том, что иудеи, которые вышли от него, строят этот мятежный и негодный город. Очевидно, это были не те иудеи, которые вернулись с Зоровавелем, а прибывшие в Иерусалим позднее (8:1−20). В частности, в письме сообщается, что они делали городские стены, и очевидно, уже были близки к завершению.

Стих 13. Кроме того, в письме сказано, что, если стены будут восстановлены и город будет построен, то царь не получит ни подати, ни налога, которые он обычно получал из Иерусалима. Завершение стен принесёт ущерб царской казне.

Стихи 14, 15. Чтобы доказать свою правоту, авторы письма просили поискать в исторических архивах, дабы царь удостоверился, что Иерусалим всегда был городом мятежным и вредным для царей и областей. Авторы письма изобразили ситуацию так, что если царь позволит восстановить стены, то иудеи настолько укрепятся в регионе, что персы потеряют контроль не только над маленькой областью Иудеей, но и над всей сатрапией, известной как «Заречье». Авторы письма уверяли, что беспокоятся только о благосостоянии Артаксеркса. Они заявили, что чувствовали себя обязанными предупредить его, так как ели соль от дворца царского, поэтому не могли позволить, чтобы иудеи нанесли ущерб их царю.

Письмо представляло собой убедительную смесь правды и лжи. Правда была в том, что Иерусалим и Иудея в прошлом действительно восставали против завоевателей, особенно до разрушения вавилонянами; верным было и то, что Иерусалим был опустошён из-за мятежа.

Стих 16. Так же было правдой, что в прошлом, особенно в царствование Давида и Соломона, Израиль господствовал в регионе. Однако далеко от истины было заявление, что малочисленная и сравнительно слабая группа вернувшихся пленников представляла какую-либо угрозу для мощной персидской империи, или, что царь потеряет доходы, если иудеи закончат стены. Авторы письма беспокоились не о возможном ущербе персидскому царю или о том, что он мог потерять владения за рекой. Скорее, они боялись, что в результате усиления иудеев они потеряют свои владения, престиж, власть и благосостояние.

Стих 17. Ответ царя начинается с обращения к тем, кто написал ему письмо: Рехуму, Шимшаю и прочим товарищам их. В нём также было обычное приветствие: «Мир».

Стих 18. Затем царь сообщает, что их письмо было прочитано («было прочитано и переведено», Международное Библейское Общество) ему. Это письмо было переведено с арамейского на персидский для того, чтобы царь мог лучше понять его.

Стихи 19, 20. По совету Рехума, Шимшая и их товарищей разыскивали, и нашли, что действительно, производились мятежи и волнения в Иерусалиме. Письмо подтверждало, что цари могущественные раньше правили этим городом, господствуя над целым регионом и получая доходы с земель, которые теперь были данниками Персии.

Персы подтверждали былую славу Израильского царства. Для иудейских читателей это, вероятно, было горько-сладким напоминанием о царстве времён Давида и Соломона: сладким из-за его величия и горьким из-за того, что от него не осталось и следа.

Стих 21. В результате царь приказал перестать работать, доколе не будет дано повеление. Слова этого постановления воистину были провидческими. Повеления персидского царя нельзя было отменить (Есф. 1:19; 8:8; Дан. 6:8, 12, 15); но по провидению Божьему Артаксеркс не отрицал возможности принять новое решение, позволяющее иудеям продолжить свою работу.

Стих 22. В конце письма царь призвал народ той земли быть исполнительным и позаботиться о том, чтобы его приказ был выполнен: «И будьте осторожны, чтобы не сделать в этом недосмотра. К чему допускать размножение вредного в ущерб царям?»

Стих 23. Получившие ответ царя были счастливы исполнить это требование. Они немедленно пошли в Иерусалим вместе с вооружённым отрядом (очевидно, с персидскими солдатами), и остановили работу иудеев. Хотя Артаксеркс не давал приказ врагам иудеев разрушить стены, восстановленные к тому моменту, вероятно, они это сделали.

ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ ЦАРСТВОВАНИЯ КИРА: РАБОТЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ХРАМА ОСТАНОВИЛИСЬ (4:24)

«Тогда остановилась работа при доме Божьем, который в Иерусалиме, и остановка эта продолжалась до второго года царствования Дария, царя персидского».

Последний стих главы 4 продолжает историю с того момента, на котором закончился стих 5, приблизительно в 535 г. до н.э.

Стих 24. Враги Божьи тогда добились своего: остановилась работа при доме Божьем, который в Иерусалиме. В течение ещё пятнадцати или шестнадцати лет до второго года царствования Дария (приблизительно 520 г. до н.э.), храм представлял собой лишь основание. В это время восстали пророки Аггей и Захария, чтобы призвать иудеев вернуться к работе. Это тема следующей главы.

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)