Боль, о которой говорилось в библейских тестах и о которой твердили теологи, в Средние века положено было претерпевать женщинам. В то же время, поскольку наш Спаситель претерпевал страдания в Средние века получило относительное распространение восхваление боли. Оно выразилось в самобичевании и стигматах. Именно о стигматах мы сегодня и поговорим.
Стигматы (греч. στίγματος, «знаки, метки, язвы, раны») - это знаки ран Христа, полученных им во время Крестных мук, на теле глубоко верующих людей. Святой Павел говорил о стигматах, имея в виду следы побоев, которые он претерпел из любви к Господу. Святой Иероним придавал слову "стигмат" смысл знака аскетической жизни.
В XIII веке возник новый феномен - добровольное принятие стигматов или непроизвольное их появление. Настоящей сенсацией стала самая знаменитая в истории религии стигматизация Франциска Ассизского, случившаяся в 1224 году за два года до его смерти. У святого Франциска на ладонях и стопах образовались раны, из которых торчали шляпки гвоздей, а бок был словно пронзён копьём, всё это болело и кровоточило. И самого бродячего монаха, и его собратьев-католиков, поразило одно обстоятельство — то были раны распятого человека, напоминающие Христовы. На все расспросы Франциск отвечал одно и тоже: в праздник Воздвижения Креста Господня он увидел ангела, и тот ранил его лучами. Их отметины потом назвали стигмами, и вслед за Франциском Ассизским армия стигматиков начала медленно, но верно расти.
Стигматы становились своего рода знаком нисхождения на человека Святого духа. Однако их удостаивались немногие, и по большей части женщины. Например, Елизавета Спальбек (ум. 1270) по пятницам сочилась кровь, на голове её проявлялись следы уколов терний. А у святой Екатерины Сиенской (ум. 1380) стигматы проявлялись в момент экстаза, но проявлялись не внешне, а в сильных внутренних болях.
Принято считать, что стигматы - "привилегия" католиков, поскольку среди православных подобные феномены практические не отмечены. По сегодняшним оценкам специалистов, за последние 800 лет можно назвать 406 относительно достоверных случаев стигматизма. Большинство носителей стигматов были католиками (68 процентов), остальные — членам различных религиозных сект.
Официальный Ватикан весьма настороженно относится к фактам появления стигматов. Обычная процедура требует, чтобы прошло некоторое время — иногда до 100 лет — со дня смерти стигматика, чтобы церковь смогла канонизировать его. Священники и медицинские эксперты, назначаемые Ватиканом, тщательно изучают каждый случай появления стигматов, принимая во внимание все детали «за» и «против».
Церковь признает, что стигматы могут появляться на людях и иметь чудесную или необъяснимую природу, однако в большинстве случаев, по мнению церковных экспертов, источник появления стигматов следует искать психиатрам: многие носители стигматов обладают выраженными признаками истерии. В ряде случаев у стигматиков отмечалось наличие различных клинических синдромов, склонности к самоистязанию, экстремально низкая самооценка, граничащая с ненавистью к самому себе.
Можно легко предположить, что эти особы с нестабильной психикой сами себе наносят раны, однако стигматизм на самом деле является более сложным явлением. Дело в том, что большинство стигматиков не помнят, когда и при каких обстоятельствах у них на теле появились раны. И существуют многочисленные доказательства того, что стигматы, как их не лечи, вновь и вновь появляются на теле носителя и в тех же самых местах.
Несколько экспериментов, проведенных доктором Марко Марнелли (Италия) с носительницей стигматов Ло Бьянко, показали, что залеченные стигматы способны многократно появляться на ее руках вновь, причем каждый раз, когда стигматы начинали проступать на ее теле, Ло Бьянко впадала в транс и видела в этом состоянии четки и крест.
Состояние транса, в который впадают стигматики, позволило сторонникам рационального мышления выдвинуть предположение о том, что стигматы (если речь не идет о случаях намеренного аутотравматизма) имеют психосоматическую природу.
Но в среде простых верующих к носителям стигматов сохраняется отношение как к Божьим избранникам. К этому прибавляются многочисленные рассказы о способностях некоторых стигматиков к левитации, от ран других носителей стигматов якобы исходит чудесный аромат и т. д. Как правило, эти случаи имеют вполне объяснимую природу.
И светские, и церковные эксперты считают, что однозначно относиться к феномену стигматизма нельзя. Большинство стигматов имеют совершенно обыкновенное происхождение, но многие случаи стигматизма действительно невозможно объяснить рационально. Это очень сложный феномен, где сплелись и физические, и психосоматические, и сверхъестественные причины.