Найти тему
СВОЛО

Новый Левитан

Я оцепенел от такого пейзажа.

Ефошкин. У озера. Тишина. 1993.
Ефошкин. У озера. Тишина. 1993.

Это ж, как «Тихая обитель» Левитана, только без монастыря на том берегу и всё тёплым колоритом вместо холодного левитановского. Зато голубизна неба и вот-вот наступящая розоватось облаков – те же самые! И тот берег у Левитана ещё весь освещён, а у Ефошкина – уже частично в тени. Но время суток точно то же. И мотив отражения неба в зеркальной воде тоже тот.

Левитан. Тихая обитель. 1890.
Левитан. Тихая обитель. 1890.

Я и прежде (см. тут), когда сводил Левитана к ницшеанству, сумел отвергнуть христианский мотив авторитетной цитатой:

«Аналогично этой антиполитике строилось евангельское, да уже и библейское неприятие религий и инфантильного духа религиозности. Недаром греко-римская языческая власть называла первохристиан безбожниками. Истинный Бог "освобождал человека от морализма…"» (Бибихин. Новый ренессанс. М., 1998. С. 206-207).

А теперь, глядя на год создания, на этот 1993-й, когда был обстрел из танков Белого Дома и предательство церковью своей миссии умиротворения, можно считать закономерным отсутствие монастыря у Ефошкина.

И можно уверенно цитировать сказанное мною о Левитане:

«…свободному духу есть куда парить – в это бесконечное небо и его отражение. Нет преградам!

И нет – современности…».

Ницшеанство это и его идеал метафизического иномирия, альтернативы того света христианства.

И это при оголтелой, можно сказать, прорелигиозной деятельности Ефошкина.

-3

Как же возможно, чтоб в одном человеке уживалось христианство и его отрицатель, ницшеанство?

Очень просто. Ницшеанство – подсознательный идеал, а христианство – осознаваемый.

Христианство, вон, когда-то, при рождении, очень даже походило на ницшеанство. Ефошкин тоже может быть зол теперь на возрождённую после атеизма религиозность как на нечестность, как на модничанье. И, хоть ницшеанство – над Добром и Злом, но…

И если в иллюстрациях житий святых как-то неуютно браться доказывать, что всё это не плоды вдохновения (так я в своей, с миру по нитке собранной, эстетической системе переназываю подсознательный идеал), а плоды осознаваемого замысла, то в религиозно ориентированном пейзаже это вполне возможно.

Ефошкин. Небесная симфония. 1999. Пастель.
Ефошкин. Небесная симфония. 1999. Пастель.

Надо ли описывать словами эту какую-то детскую повторяемость деталей? – Репродукция прекрасно иллюстрирует немощь сознания перед подсознанием.

27 июня 2021 г.