(Продолжение) С запчастями для предприятий дело обстоит схоже, как и для частников. Надо понимать, если частное лицо, покупая деталь, через определённую фирму, то он оплачивает, так же и определённую сумму самой фирме. Так что здесь можно сэкономить, если предприятие будет заказывать запчасти самостоятельно, на прямую у поставщиков, а не у продавцов. Так же, если есть на предприятии ремонтная база, то есть возможность ремонтировать некоторые детали. Производить свои запчасти и детали, в современном мире нет смысла, хотя надо смотреть по ситуации, если детали или зачасти не сложные по конструкции, то можно и своими силами делать. Сегодня на рынке запчастей наблюдается перенасыщенность, как и в общем в автоиндустрии. Предложение превышает спрос. На многие виды техники есть запчасти не от производителя, а аналоги. Цены на аналоги часто ниже оригинальных, да качество у некоторых аналогов лучше, чем у оригинальных запчастей, по крайней мере, всё чаще встречается, такое. Так же есть сайты и форумы, где обсуждают и рекомендуют, где лучше купить. Есть ещё возможность приобрести оригинальные запчасти, бывшие в употреблении, но такой товар, надо смотреть, внимательнее, перед установкой на технику, но надо понимать, что у такого товара не всегда ресурс выработан. Так что есть, что выбрать и что приобрести, при этом сэкономив средства предприятия.
Ремонт техники на предприятиях в последние годы производиться всё больше. Все-таки если любое предприятие будет самодостаточно, то такое предприятие менее чувствительно к любым внешним факторам и рискам. Поэтому, ремонт на собственном предприятии своей техники, своими силами, это должно быть нормой. Таким образом предприятие выходит из под зависимость, сторонних организации, у которых есть свои интересы и не какие договорные обязательства не смогут гарантировать, что именно вашу технику сделают во время, качественно и с гарантией. Другими словами, договор – это бумага, а бумага, как известно всё стерпит. И не надейтесь на компенсацию за нарушение договорных обязательств, по тому что любые судебные издержки, это потеря времени, а работа производиться из-за этого лучше и быстрее не будет. Это логика менеджеров, что надо заключить договора с обслуживающими или ремонтными организациями, а при нарушении этого договора, через суд или ещё какими возможными способами, урвать бабло с кем был заключен договор. Западная ерунда, которой, загадили нам мозги. Как таким способом можно ускорить или улучшит рабочий процесс? Да ни как. Ремонтная база при АТП, это одно из условий бесперебойной работы техники. И здесь, как на войне не должно быть, мелочей. Грамотно организованный ремонт – это не только экономия средств и ресурсов предприятия, но здесь можно зарабатывать, оказывая услуги по ремонту другим. Так же при достаточном обеспечении нужным оборудованием и грамотными специалистами, на базе РММ, есть возможность собирать, усовершенствовать или переделывать технику под требования предприятия. Для мелких автопредприятий держать отдельно цех по капитальному ремонту техники, просто, скорее всего, нет такой необходимости, сложно загрузить ремонтный персонал, необходимой работой. На средних и крупных АПТ, это необходимость. Для того чтобы техника, не простаивала долго на ремонте, должны быть оборотные узлы и агрегаты. И оборотные запчасти, и агрегаты заготавливаются заранее и в нужном количестве. Хорошо организованная работа между эксплуатационщиками и ремонтниками, не запланированные простои, должны исключить, хотя в жизни не всегда именно так получается, но надо сводить к минимуму. Все работники АТП должны понимать, любой простой, а тем более не запланированный, это убыток организации. Многие АТП сегодня эксплуатируют импортную технику, по тому, что они удобны в эксплуатации и межсервисное обслуживание увеличенное. Но такая техника сама по себе дорогая по стоимости, а так же в обслуживании и ремонте. И с современной техникой нужны специальные знания, спецоборудование. Многие АТП готовы платить большие деньги, только, что бы свести на «ноль» не запланированных ремонтов. Но на самом деле, проблема покупкой только техники дорогостоящей, качественной, не должно обходиться. По тому, что если эту подобную технику дать в руки безграмотному специалисту, то она всё равно долго не продержится. А значит надо иметь комплексный подход. А хорошее предприятие своих специалистов выращивает само. По этому, считаю, что работа с кадрами, отбор и обучение специалистов на предприятии, должна проводиться. Но у хорошего специалиста и требования выше, чем у низкой квалификации. Понятно, что сегодня заинтересовать можно, только деньгами, но это не даёт гарантии, что человек проработав на предприятии определенное время, не уйдёт на другое предприятие, причин для этого достаточно. Но текучесть кадров, только увеличением зарплаты, уменьшить не возможно. По этому, предлагаю взять пример из не далёкого прошлого. По примеру трудовых отношений и социальных льгот Советского Союза, многие зарубежные фирмы применяли это у себя. Так почему сегодня мы не можем, хоть какую-то часть из того периода применить к сегодняшним реалиям. Например, можно гарантировать выдачу квартиры, рабочему, специалисту, ну пусть после 10-20 лет работы в одном предприятии. Думается, что это будет хороший стимул, для того что бы, уменьшить текучку кадров с любого предприятия. Но это лишь одна часть, а можно сделать много и разных социальных, либо общественных мероприятий, которые, заставили бы своих рабочих относиться с уважением к организации, в которой они работают, это относиться к любой организации. Конечно сегодня, в разных сферах нашей жизни, всё чаще встречаются на разных предприятиях, на различных должностях, не специалисты, а менеджеры. Менеджеры – это как зараза, которая проникла из западной производственной культуры. Менеджерами замещают практически любых специалистов, во всех сферах производства. Например, автопроизводители инженеров-конструкторов, замещают «менеджерами», не по должности, а по стилю и стимулу в работе – где прибыль стоит на первом месте, а надёжность, удобство эксплуатации и другие параметры техники, на десятом. На АТП происходит то же самое, практически все руководство предприятий, это «менеджеры», которых интересует, только собственная выгода, и эта выгода должна быть моментальной. Таких специалистов не интересуют любые долгосрочные и социальные программы. В русском языке есть две пословицы, которые противоречат друг другу, но они актуальные и сегодня: «незаменимых людей нет» и «кадры решают всё». Сегодня чаще, почему то помнят первую, но она не всегда уместна, вторую тоже надо поминать.
Зарплата рабочих и служащих на предприятиях, это одна из таких статей расхода, где больше всего возникает вопросов. Если взять расходы на приобретении запчастей или агрегатов, то вопросов не возникает, нужно брать, что бы, техника не простаивала, и не несла убыток предприятию. А слесарь-ремонтник, здесь всё по другому. Предположим, что у КамАЗа лопнула рессора и нужное её заменить. Подобную работу может произвести и слесарь-ремонтник 3 и 6 разряда, но оплата труда, за одну и ту же работу разная. Что можно сказать, по данному случаю, что значит нужно загружать работой, слесаря-ремонтника 6 разряда, соответствующей с его квалификацией. Но если специалист высокого уровня, выполняет работу более низкую, не соответствующую с его уровнем, это не должно быть поводом для понижения его заработной платы, во первых – это не его вина, что он выполняет подобную работу, а во вторых – надо беречь для предприятия высококлассных специалистов – это должно быть основой любого предприятия. На многих современных предприятиях в России одни из основных проблем – это текучесть кадров и зарплата. В какой то степени, одно исходит из другого. Из-за низкой зарплаты, высокая текучесть кадров. Но это не всегда так. Бывают случаи, когда, текучесть кадров делается искусственно, самой организацией. Причины для этого разные, иногда это безграмотность руководства, иногда это делается, что бы, не платить рабочим и специалистам, к примеру, отпускные или ещё какие преференции, и тому подобное. Зараза менеджмента проявляется часто и надо это искоренять. Что бы платить достойную зарплату персоналу предприятия, можно найти много способов, можно к примеру экономить на затратах, которые, были мной описаны, а можно найти высокодоходную работу для предприятия. Все способы хороши. Но персонал, должен понимать, откуда берутся средства, что бы могли оценить рост зарплаты, к примеру, экономию средств на ремонт, обслуживание и т.д.. Надо доводить до персонала, если они будут делать качественно работу, то и с финансовой стороны и не только, будет всё хорошо. Естественно, только «пряниками», хорошо роботу не построишь, нужен будет и «кнут». Но если применять «кнут», то работник должен понимать, за что это было сделано и желательно, что бы было без перегибов. По тому, что если у человека всё с психикой в порядке, то любое даже не значительное наказание, воспринимается болезненно и он старается, сделать так, что бы подобного больше не повторилось. Так же у многих людей развито чувство справедливости, по этому, считаю, что каждый работник, должен понимать из чего складывается его зарплата. Так же считаю, что всё таки зарплата это не основное, стимул работы должен складываться из многих составляющих. Социальное стимулирование это одно из составляющих. Я не являюсь сторонником или противником советского строя, по тому, что считаю, что неважно какой политический строй у нашей страны, важно кто руководит этой страной. Нынешнее руководство, лично меня устраивает, только по тому, что их часто ругают на западе, значит, всё правильно делаем. К чему это всё сказано? К тому что, у нас в 1991 году поменялся строй из социалистического, в капиталистический. А капиталистический строй подразумевает под собой социальное не равенство. Но это не значит, что отдельно взятое предприятие, не может применить у себя, те принципы трудовых отношений, которые, были в Советском Союзе, хотя многие стали забывать, как это было, но все это можно вспомнить. При этом предприятие получает преференции в виде стабильности и устойчивости роста предприятия. Но это будут не быстрая окупаемость вложений. Главное, что бы в руководстве подобного предприятия, не было людей с мышлением «менеджеров».
Вот попытался вкратце описать моё видение современного предприятия. Какое именно, будет это предприятие, зависит от многих составляющих. Но если мои измышления, помогут сделать какое ни, будь предприятие хоть немного успешным, мне будет очень приятно.