У неё не простая актерская судьба в родном театре. Современник всегда был "женским" театром, с обилием звёзд- Неёлова, Яковлева, Хаматова, Бабенко, Александрова, Корикова. Волчек творчески влюблялась в актрис часто и ставила спектакли на своих "фавориток". В этой связи не всегда в репертуаре хватало места старожилам театра. Играла всегда не много. Последняя по времени премьера - "Игра в джин", состоявшаяся в 2013 году, с любимейшим партнером- Валентином Гафтом, потом его заменил в спектакле Василий Бочкарев из Малого. Милейшая пьеса, идущая всегда при полных залах.
И вот, пришла хорошая новость- новый образ Ахеджаковой в современной в пьесе молодого драматурга Рината Ташимова "Первый хлеб". Сидя сегодня на премьере, я испытывал острейшее чувство счастья от своей причастности к прекрасному событию. К необыкновенной удаче театра Современник. К чуйке нового лидера Виктора Рыжакова, который не побоялся новой, иногда провокативной драматургии. Который пытается, чтобы его театр соответствовал про сути своему названию.
Случилось идеальное совпадение и врастание друг в друга актуальной пьесы, уникальной роли и актерского дарования Ахеджаковой. Пьесу поставил польский режиссёр Бениамин Коц. Это история про разные полюса реальности: про молодость и старость, мир и войну, жизнь и смерть. Герои «Первого хлеба» — обычные люди, живущие в очень маленьком городе на очень большой реке. Они зависли где-то в безвременье — между настоящим и прошлым, цивилизацией и социальными пережитками.
Мир притчи...Почти сказка. Сценические образы гипертрофированы, гротескны, нелепы, как будто мы попадем в мультфильм или измененную реальность (прекрасная работа художника по костюмам). Там нет реальных людей, нормальные люди не могут быть настолько недалекими и равнодушными друг к другу (как казалось...). Богом забытое местечко, единственным "социальным лифтом" и очевидным выходом кажется-уйти контрактником на очередное братоубийсво, принесённое очередной патриотической волной.
Поколение молодых людей, которым гораздо легче пойти убивать, чем пытаться что то делать в своем родном городе, лишенном кислорода, необходимого для жизни. Они потеряны и не знают, что делать со своими жизнями, не могут просто жить и любить, поэтому идут на войну — на одну из десятков войн, идущих на планете. В этом их боль, их несчастье. Быть свободными — невиданная роскошь для представителей этого поколения. Позволить подобное себе может разве что бабушка Нурия (героиня Лии Ахеджаковой) — острая на язык, всегда пьяная, немного юродивая и при этом обладающая какой-то вселенской мудростью. Она видит мир насквозь и готова объявить войну тому, что противоречит закону любви и свободы. Она, вместе с мужем, хлебнула ужасы войны полной чашей и пытается делать всё от неё зависящее, чтобы уберечь любимого внука от роковых решений.
Войне нужна всё новая кровь и бабушка Нурия провожает ей съедение все новые и новые души. Невероятной силы, мощная игра Ахеджаковой, рвет душу и вдруг оказывается, что полусумашедшая бабушка самый адекватный и трезвый человек во всем городе. А сойти с ума от этих людей, ей не позволяет то, что что она всегда пьяная...)))
И всплывают бессмертные строки Окуджавы: "Ах, война! Что ж ты сделала, подлая...."
Браво, Лия Меджидовна! Спасибо! Дай Вам Бог здоровья! Вы дождались БОЛЬШОЙ роли.
P.S. В спектакле целуются геи. Взасос. Так что кому-то лучше в Малый театр?
И окончательно убеждает в своевременности постановки "Современника" неизвестно кем написанный злобный пасквиль от якобы ветеранских организаций. Чистый, наивный юношеский порыв в нём превращается а пропаганду (какое ветеранам до этого дело?), а сострадательный, поминальный монолог на закатанном в асфальт кладбище перевертывается, извращается и трактуется как издевательство над ветеранами.
"...вы наплюйте, на сплетников, Девочки! Мы сведем с ними счеты потом...."