Найти в Дзене
Идем в ТЕАТР!

Лия Ахеджакова сыграла премьеру в Современнике. "Первый хлеб"

У неё не простая актерская судьба в родном театре. Современник всегда был "женским" театром, с обилием звёзд- Неёлова, Яковлева, Хаматова, Бабенко, Александрова, Корикова. Волчек творчески влюблялась в актрис часто и ставила спектакли на своих "фавориток". В этой связи не всегда в репертуаре хватало места старожилам театра. Играла всегда не много. Последняя по времени премьера - "Игра в джин", состоявшаяся в 2013 году, с любимейшим партнером- Валентином Гафтом, потом его заменил в спектакле Василий Бочкарев из Малого. Милейшая пьеса, идущая всегда при полных залах.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

И вот, пришла хорошая новость- новый образ Ахеджаковой в современной в пьесе молодого драматурга Рината Ташимова "Первый хлеб". Сидя сегодня на премьере, я испытывал острейшее чувство счастья от своей причастности к прекрасному событию. К необыкновенной удаче театра Современник. К чуйке нового лидера Виктора Рыжакова, который не побоялся новой, иногда провокативной драматургии. Который пытается, чтобы его театр соответствовал про сути своему названию.

Зал "Современника" после реконструкции. Фото автора.
Зал "Современника" после реконструкции. Фото автора.

Случилось идеальное совпадение и врастание друг в друга актуальной пьесы, уникальной роли и актерского дарования Ахеджаковой. Пьесу поставил польский режиссёр Бениамин Коц. Это история про разные полюса реальности: про молодость и старость, мир и войну, жизнь и смерть. Герои «Первого хлеба» — обычные люди, живущие в очень маленьком городе на очень большой реке. Они зависли где-то в безвременье — между настоящим и прошлым, цивилизацией и социальными пережитками.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Мир притчи...Почти сказка. Сценические образы гипертрофированы, гротескны, нелепы, как будто мы попадем в мультфильм или измененную реальность (прекрасная работа художника по костюмам). Там нет реальных людей, нормальные люди не могут быть настолько недалекими и равнодушными друг к другу (как казалось...). Богом забытое местечко, единственным "социальным лифтом" и очевидным выходом кажется-уйти контрактником на очередное братоубийсво, принесённое очередной патриотической волной.

Поколение молодых людей, которым гораздо легче пойти убивать, чем пытаться что то делать в своем родном городе, лишенном кислорода, необходимого для жизни. Они потеряны и не знают, что делать со своими жизнями, не могут просто жить и любить, поэтому идут на войну — на одну из десятков войн, идущих на планете. В этом их боль, их несчастье. Быть свободными — невиданная роскошь для представителей этого поколения. Позволить подобное себе может разве что бабушка Нурия (героиня Лии Ахеджаковой) — острая на язык, всегда пьяная, немного юродивая и при этом обладающая какой-то вселенской мудростью. Она видит мир насквозь и готова объявить войну тому, что противоречит закону любви и свободы. Она, вместе с мужем, хлебнула ужасы войны полной чашей и пытается делать всё от неё зависящее, чтобы уберечь любимого внука от роковых решений.

Войне нужна всё новая кровь и бабушка Нурия провожает ей съедение все новые и новые души. Невероятной силы, мощная игра Ахеджаковой, рвет душу и вдруг оказывается, что полусумашедшая бабушка самый адекватный и трезвый человек во всем городе. А сойти с ума от этих людей, ей не позволяет то, что что она всегда пьяная...)))

И всплывают бессмертные строки Окуджавы: "Ах, война! Что ж ты сделала, подлая...."

-4

Браво, Лия Меджидовна! Спасибо! Дай Вам Бог здоровья! Вы дождались БОЛЬШОЙ роли.

P.S. В спектакле целуются геи. Взасос. Так что кому-то лучше в Малый театр?

И окончательно убеждает в своевременности постановки "Современника" неизвестно кем написанный злобный пасквиль от якобы ветеранских организаций. Чистый, наивный юношеский порыв в нём превращается а пропаганду (какое ветеранам до этого дело?), а сострадательный, поминальный монолог на закатанном в асфальт кладбище перевертывается, извращается и трактуется как издевательство над ветеранами.

"...вы наплюйте, на сплетников, Девочки! Мы сведем с ними счеты потом...."

-5