Апостола Павла называют еще апостолом любви. В 1-м послании к коринфянам апостол слагает гимн (христианской) любви. По апостолу, все учение Спасителя (новозаветную традицию) можно свести к любви. «Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1 Кор. 13:2).
Самые лучшие переживания человека (вера, деяния, знание и пр.) — все связано с любовью. Все ею освящается и полнится (включая веру: «Вера, действующая любовью»; Гал. 5:6). Она всем движет. Это пережил апостол в деяниях и учении своего Учителя. Любовью к человеку, живою и истинной, понимается искупительная жертва Спасителя рода человеческого.
Любовь, по апостолу, реалия божественная. Она от Бога. Она всесильна.
4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6 не радуется неправде, а сорадуется истине; 7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. 8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13:4–8).
Любовь, как это видно из приведенного, действительно нечто мистическое. Она — все («Ибо заповеди… заключаются в сем слове: люби ближнего, как самого себя»; Рим. 13:9). Она сопоставима с несопоставимым. Как сопоставимое с несопоставимым, любовь не может быть сведена к букве (правилу, закону и пр.). Она безмерно больше всякого правила, закона и пр. Апостол это глубоко чувствует, мыслью своей объемлет и утверждает приоритет ее (любви) перед всем формальным в религии («Любящий другого исполнил закон»; Рим. 13:8). Любовь в сердце человека. Она — его онтология. Она в нем как в создании Божием. Любовью (новозаветным чувством) поверяет апостол отношения со всем миром. В послании к римлянам он заботится обо всей твари:
Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8:22).
Все созданное Богом и отданное во власть отпадающему от Создателя человеку стенает. И больно от этого любящей душе апостола. Любовью, братским чувством (новозаветным), поверяет апостол свои отношения с опекаемыми им церквями.
К взаимной любви призывает он своих собратьев, любовью подвигает он их разрешать спорные и другие вопросы христианского общежития (включая и сферу воздействия на человека; педагогику). Любовь как срединная черта человека вызывает в нем и другую светлую реалию — милосердие.
Христос учил милости. Милость да будет среди людей. Павел как апостол любви глубоко переживал завещанное Учителем и свято следовал Ему в поддержании этого чувства среди обращенных. Милость есть поддержание человека вопреки заслуженному им, указанию закона и пр. Милость есть принятие в другом (человеке) такого же, как ты, и участие в его судьбе.
Павел в посланиях повторял и повторял, что Христос земной жизнью своею явил пример милосердия. Он — «Отец милосердия» (2 Кор. 1:3). «Он умер за нас, когда мы были еще грешниками», — пишет апостол (Рим. 5:8). Пожалел Сын Божий грешного человека. Отнесся к нему милосердно (не по его винам). Милосердие Божие с человеком (Рим. 12:1). Обращенным апостол советует «печься о добром пред всеми человеками» (Рим. 12:17), «ревновать о странноприимстве» (Рим. 12:13), «никому не воздавать злом за зло» (Рим. 12:17), «быть богатым на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:8), иметь плоды духа: милосердие… (Гал. 5:22), «поддерживать слабых» (1 Фес. 5:14), «искать добра друг другу и всем» (1 Фес. 5:15) и т. д.
Сам апостол язычников замечал, что перед его служением старшие апостолы наставляли его «помнить о нищих» (о слабых, бедных; Гал. 2:10). Как мог Павел следовал этому наставлению.
Милосердие с любовью — краеугольный камень утверждаемого апостолом воззрения на мир Божий.
(отрывок из книги А.А. и П.А. Гагаевых "Апостол Павел. О человеке и его воспитании")
Купить книгу в интернет-магазине Лабиринт
Читать по теме
История людей как предательство
Предопределённость судьбы человека
Авторы
Гагаев Андрей Александрович — д-р филос. наук, профессор. Автор более 200 печатных работ по проблемам теории познания, истории и теории культуры;
Гагаев Павел Александрович — д-р педагог. наук, профессор. Автор более 200 печатных работ по проблемам истории и философии отечественного образования, теории текста как культурно-исторического феномена. Почётный работник высшего образования РФ.
Сообщество издательства "А-проджект" ВКонтакте