Начало: Отче наш, Иже еси на Небесех, Да святится имя Твое
Второе прошение молитвы Господней: «Да приидет Царствие Твое».
Будем говорить о Царствии Божием. С одной стороны, «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23:1). То есть весь мир, природа, вся вселенная ― это и есть Царствие Божие, царствие природы. Но мы не можем просить «да приидет Царствие Твое», имея это в виду. Потому что оно уже есть. И мы ― часть этого мира, этой природы. Дело в том, что Царство Божие ― это многогранное понятие, и природа ― только одна из его сторон.
Другая грань ― это Царство Славы, которое наступит в будущем. Это жизнь будущего века. Это то, что произойдет после кончины мира и Страшного суда, когда Господь скажет праведникам: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). Царство Славы отчасти есть и сейчас. Мы провожаем души наших умерших и говорим: «Царство ему Небесное». То есть душа уже сейчас может наследовать Царство, в котором нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Там нет смерти и греха. Там только Царство любви, жизни, счастья. Вот что такое Царство Божие, Царство Славы!
Но есть еще одна грань понимания Царства Божьего ― это Царство благодати. Христос на суде у Пилата сказал, что «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36). И в другом месте, отвечая на вопросы, Христос говорил, что «не придет Царствие Божие приметным образом» (Лк. 17:20), «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Дело в том, что внутри каждого человека, где-то глубоко в сердце, есть некая территория, которая не может регламентироваться никакими внешними рамками, законами, правилами, традициями, обрядами, не может регламентироваться даже нравственностью и моралью. Это некая территория абсолютной свободы. Только сам человек решает, что или кто в этом месте будет царствовать. Он может туда пустить, что угодно: любой грех, страсть, порок, слабость, немощь. Может сотворить себе кумира из другого человека и возвести его на пьедестал. Свято место пусто не бывает. А может открыть свое сердце Богу и сказать: «Да приидет Царствие Твое! Пусть там, в сердце, в этом месте, которое не от мира сего, будет Твое Царство. Ты Сам царствуй во мне. Пусть Твоя Божественная благодать в моем сердце очищает меня от грехов и страстей».
В другом месте Писания Христос говорит: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин. 15:5). «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Ин.15:4). «Ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).
На самом деле без Бога мы ничего подлинного и доброго сделать не можем. Мы можем пытаться, но это всегда будет нести на себе печать нашей собственной немощности, греховности. Так или иначе, это будет пропитано чем-то нехорошим, потому что внутри нас живет. И только Божественная благодать может очищать наши сердца. Поэтому мы и просим в молитве «Отче наш»: «Да приидет Царствие Твое. Войди в моё сердце и царствуй». Не только в мое, потому что Отче наш не Отче мой. Ведь мы молимся за всех: за себя, за своих домочадцев, за своих родных и близких, за своих друзей, товарищей, знакомых и вообще всех людей. «Пусть Твое Царство тоже будет и в их сердцах». Вот о чем это прошение.
Еще момент. Дело в том, что Царство благодати ― это еще и Церковь. Что такое Церковь? Одно из определений дал Алексей Степанович Хомяков в XIX веке. Он сказал так: «Церковь есть единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати».
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В статьях с тегом «до запрета» используются вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, в них затронутые, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.