Небывалая погодная аномалия, в которую попал Крымский полуостров, а точнее южный берег Крыма, привел к одному интересному последствию, о котором никто в стране и не знал и не узнал бы, кроме читателей нашего канала.
Несколько недель назад мы рассказали о том, как на территории Российской Федерации оказались чешские троллейбусы Skoda, которые в прошлые годы не поставлялись в Россию. Но в свою очередь их поставки несколько десятилетий шли в союзные республики: Эстонию, Латвию, Литву, Украину и т.д. После присоединения Крыма эти троллейбусы оказались на территории РФ и были отправлены на консервацию. Наш канал написал об этом здесь.
Но вот что произошло далее? Это уже сценарий фильма-ужасов. В начале 20-ых чисел июня на Южный берег Крыма обрушились тропические ливни. Горные речушки сразу переполнились и вышли из берегов. И вся эта водная масса прямиком пошла на улицы городов. По новостным каналам телевидения были показаны затопленные улицы городов.
Но причем тут чешская Skoda, спросите вы?
Дело в том, что наводнение в Большой Ялте продолжалось несколько дней. Вода прибывала, но вместе с ней начали образовываться и селевые потоки. Это камни и грязь. Так вот на пути этих грязевых потоков оказалась площадка консервации старых чешских троллейбусов Skoda.
Судя по фотографиям с места происшествия тут кроме воды, селевой поток принес ещё и щебень. Получилась занятная блокада. Старые троллейбусы, став плотиной приняли удар на себя и стали преградой для распространения каменно-грязевой массы на жилые кварталы города.
Первопричиной данного катаклизма стал природный фактор. Но в совсем недавней истории Крыма были подобные катастрофы, носившие и антропогенный след. Дело в том, что полуостров был в информационном поле соседнего государства, поэтому до россиян не дошла информация об алуштинском селе. Это была техногенная авария. В начале 90-ых полуостров страдал от сильнейших засух. И, чтобы в Алуште было устойчивое водоснабжение (тогда воду подавали раз в два дня по два часа днем). В 1995 году под Алуштой построили новое водохранилище. А в августе 1997 дамба этого водохранилища была повреждена и мощный селевой поток обрушился на город.
В этом материале мы не будем перечислять все природные и антропогенные катаклизмы южного берега Крыма. А остановимся на их последствиях. По всей видимости, откапывать из слоя грязе-каменного слоя корпуса троллейбусов, не будут. Ввести в эксплуатацию, эти машины также вряд ли возможно. Хотя в них нет электроники и достаточно простой просушки.
Тут на память приходит аналогичный случай, который произошел в США после прохождения урагана «Катрин». Вагоны ретро-трамвая в Новом Орлеане тогда просто просушили и через несколько дней они уже работали на линии.
В связи с ялтинским катаклизмом вспоминается еще одна давняя история, о которой сегодня вряд ли кто помнит. В столице Украинской ССР городе Киеве в начале 60-ых годов произошла одна из самых страшных техногенных катастроф: так называемая Куреневская трагедия. В результате прорыва дамбы огромные объемы глинисто-грязевой массы, которые скапливались в специальных отстойниках, в виде селевого потока обрушились на Куреневку. В эпицентре трагедии оказалось местное трамвайное депо и его окрестности. Депо было разрушено, погибло более 50 работников.
использованы фото с сайта stts.mosfont.ru