Хронологического выстраивания историй у меня не получается. Чаще срабатывает узбекский принцип «что вижу – то пою», в моем случае, что вспомнил – то написал. Поэтому сегодня о том, как я некоторое время был Суперинтендантом, по-нашему что-то вроде Капитана-Наставника.
Компания «Мать» не страдала славянофобией вообще и русофобией в частности. Все равны и в зарплатах и в поощрениях и в наказаниях. Верховное начальство, как проложено, в основном из немцев, так-как «Мать» официально числится немецкой, хоть и сидит на всех континентах и в значимых точках вроде Гонконга, Гамбурга, Нью-Йорка и далее по списку.
Суперинтендант летает по пароходам и делает аудит пароходу и экипажу. Есть разработанная ИМО стандартная форма чек-листа, которую каждый судовладелец подгоняет под себя. Получается 4-5 страничный вопросник с клеточками, где надо ставить крестики. Чисто ЕГ, только заполняет его не экзаменуемый, а экзаменующий.
Для развернутого изложения замечаний и дополнений есть формы рапортов. По каждой теме своя. Простая работа. Прилетел на пароход, прошелся “от и до”, поводил жалом, проверил ведение множества документов и формуляров и наставил крестиков в клеточках. Главное, чтоб эта процедура не превратилась в чистую проформу. На море, цена человеческой ошибки, зачастую, жизнь.
Поэтому после обхода и проверок следует вставление (или вставляние?) пистонов капитану, старпому, деду, 2 механику в каюте капитана. Про пистон громко сказано, напишем лучше «разбор сделанных замечаний». Всегда есть за что. Но не с целью «прихватить и потыкать носом», а для того, чтобы соблюдался главный морской закон - Safety First. Ну и чтоб не попали на деньги. Судно не попало, компания не попала, когда придут другие проверяющие, конкретно с целью найти и оштрафовать.
Копия отчета остается на судне, копия отправляется в компанию. Утомляют в этой работе аэропорты, самолеты и гостиницы, поэтому старался не частить и отказываться от танкеров и газовозов, чтоб не позориться на борту, когда не знаешь всей специфики работы.
Множество стран принимает граждан РФ без визы. Пятилетний Шенген и паспорт моряка вместе облегчали передвижение по миру. Налетал часов - на пилота первого класса, заработал миль - трачу до сих пор на частные перелеты. Узнал много нового, опять же. В общем не жалею, но все же был рад продвижению по службе и прекращению командировок.
В одну из последних залетел в греческий Пирей на балкер-панамакс с гордыми хорватскими офицерами и рядовыми бирманцами. Были правда и младшие офицеры – бирманцы. 3 помощник и 4 механик. Явился, поздоровался с офицерами, пошел в обход по пароходу. Пароход не новый, но вычищен, вылизан, выкрашен как пасхальное яичко. Не удивляюсь, знаю, что стояли долго на рейде Читтагонга. Удивился, если бы было по-другому.
Убила зашуганность встречающихся рядовых, которые тут же пытались скрыться с глаз, прятались по углам или вытягивались в струнку, если проходил мимо, разве что честь не отдавали, но все улыбались испуганно и натянуто. Порадовал камбуз – чистота как в операционной, чистые фартуки на поваре и буфетчике. Улыбаются гораздо веселее.
Сопровождал меня по судну 3 помощник и как только мы остались одни, на шлюпочной палубе, тут же задал вопрос: Правда-ли компания собирается списать весь рядовой экипаж за плохую работу и глупость. Прямо так и спросил «за глупость». Вопрос меня очень удивил, и я стал расспрашивать, от чего он такой появился?
Третий, оглядываясь, стал рассказывать. Что с самых первых дней, как они сели на судно, сменив филиппинцев, хорватские офицеры стали их гнобить и шпынять за малейшую оплошность. Кричат на них нехорошими словами, обижают словесно даже маму и других родственников, грозят списать с судна, всю их бирманскую компанию, пугают плохими отзывами.
А перед приходом в Пирей, боцман – хорват, крикнул так на матроса, что тот, с перепугу, уронил себе на ноги тяжелую скобу и теперь хромает. И еще боцман объявил, что их всех спишут в Пирее, потому что руки растут у них из "известного" места и они ничему не учатся.
Спрашиваю, кто красил пароход на рейде? Они красили, бирманцы, филиппинцы раньше списались. Успокоил третьего, как мог. Велел передать команде, что никто их тут списывать не собирается, (разве что в следующем порту). Ладно, поговорим со старшими офицерами.
Собрались обсуждать итоги аудита. Всё на судне работает, все исправно, все крутится, все обслуживается по графику и согласно технологических карт. Так чем же вам экипаж не хорош? Благодарите Бога, что не китайцы, или корейцы, которые абсолютно без языка или индусы у которых язык подвешен, а руки не то что растут из того, известного места, их вообще нет. А на компанию не обижайтесь так уж сильно, оптимизирует расходы, ищет «по базару» где по дешевле.
Взял клятву с хорватов, громко на бирманцев не кричать, в ругательных оборотах речи, если по другому не могут, использовать только хорватский язык, на крайность русский (русский мат нынче международный язык общения). И предупредил, что градус толерантности в Европах и в Матери-компании попер в гору, как бы самим не оказаться списанным за угнетение и притеснение цветных служащих компании.
На том и расстались. Отдельного рапорта по этому поводу писать не стал. У самого еще свежи воспоминания и седые волосы из-за филиппинских младших офицеров.