Найти тему
Катехизис и Катарсис

На дно! Как одна ошибка златоискателя похоронила дело всей жизни?



Одержимость — штука опасная. Она застилает глаза и может привести к трагедии. Или же вы просто потратите впустую деньги и время.

Дело было в шестидесятых годах 20 века. Исландец Кристиан Гудбрандссон посвятил свою жизнь поиску одного-единственного судна. Волновал его голландский корабль «Герб Амстердама» («Het wapen van Amsterdam»), ходивший в голландскую Ост-Индию. Его последнее плавание в сентябре 1667 года закончилось плачевно: после жестокого шторма судно село на мель и затонуло у берегов Исландии (на тот момент — часть Дании). Из почти 200 человек удалось спастись 50-60 морякам: они с трудом добрались до Голландии, по пути обменивая взятый с корабля шёлк. Местные потом ещё долго говорили, что спали на белье из этого шёлка. Ходили слухи о том, что корабль также перевозил золото и драгоценности, так что цель Гудбрандссон выбрал весьма и весьма удачно.

"Герб Амстердама"
"Герб Амстердама"

Что надо сделать после постановки цели? Обычно исследователи тратят годы, если не десятилетия, на поиски информации по кораблю в архивах. Гудбрандссон же не собирался тратить на это своё время. Ну много ли кораблей хоть когда-то тонуло близ Исландии? Лучше же денег на своё предприятие отыскать. Этим он и занимался ближайшие тридцать лет.
Поиски судна возле берегов Исландии довольно долго были безрезультатными. Наконец, в 1982 году Гудбрандссон объявил о находке: он нашёл «Герб Амстердама»! Ну, или что-то на него похожее: он и впрямь нашёл остатки корабля на дне морском. Неизвестно, одержимость ли затмила ему глаза или он не хотел верить во что-то иное. Нас же пока интересуют дальнейшие события.

Карта Исландии. И много тут может ходить кораблей?
Карта Исландии. И много тут может ходить кораблей?

Последствия у этой новости были, причём серьёзные. Как только о событии узнали в правительствах Исландии и Голландии, они затеяли между собой спор о принадлежности сокровищ «Герба». Аргументы были у обоих спорщиков: Голландия ссылалась на свой статус правопреемника Ост-Индской торговой компании. Исландия же достала из закромов древний датский морской закон: по нему все суда, затонувшие близ датского берега, переходили в собственность этой страны. Учитывая, что в 17 веке Исландия была частью Дании, аргумент был весомым.
Пока правительства выясняли, кому принадлежит корабль, в сентябре 1983 года Гудбрандссон начал подъём вещей с затонувшего корабля. Первая деталь, вторая, третья... Хотелось бы видеть его лицо в момент осознания своей ошибки. Выяснилось, что да, корабль он нашёл. Вот только с «Гербом Амстердама» он не имел ничего общего. Поднятые предметы указывали на немецкий траулер «Фридрих Альберт», потонувший в 1903 году.

А разгадка одна: вокруг Исландии бились корабли. Много кораблей. Записи об этом были в архивах, куда незадачливый искатель сокровищ или не захотел, или забыл обратиться. Всё это стоило ему тридцати лет работы и спонсорских миллионов. После неудачи он обанкротился, и более о Кристиане Гудбрандссоне ничего не было слышно.

В общем, коты, не надейтесь на авось, иначе можете крупно облажаться. И архивы в городах не просто так стоят.

Автор - Алиса Фейнман