Найти тему
Изобретать? Легко!

Уступите дорогу! Часть 2. Где лежит начало?

С чего начинается любое дело? Казалось бы - вот задумка, бери и делай! Однако - почему многие дела так и не заканчиваются? В чем одна из причин этой проблемы - разберем сегодня.

Приветствую почтенную публику!

Сегодня хочу поделиться с вами своими наблюдениями. Для начала, поделюсь своими небольшими печалями, к чему - поймете чуть позже.
В прошлом году мне пришлось уволиться по состоянию здоровья. Суть в том, что мне сегодня приходится экономить силы, и рассчитывать каждое своё движение. Даже написать эту статью - уже достижение.
Что мне помогает? Планирование. Целеполагание. Тщательная подготовка.

И вот что мне помогает - понимание, устроено ведение дел.
Этому и стараюсь учить детей - грамотному ведению проектов.

С чего же начинается любое дело, любой проект?
Неважно, что вы задумываете - вы неизменно выполняете всего лишь один алгоритм действий.
Любое дело, состоит из 4-х фаз. Всего 4.

Пройдемся по ним.
1. Фаза побуждения.
Этап "замысла". Сначала необходимо найти идею
своего проекта. Ну или придумать - у кого как. Неважно, что идея будет не уникальной - важно чтоб она была. Например, у нас есть идея, создать дрон - аэротакси. Идея? Идея. Потому что мы уже заложили некую цель, и практическую значимость. Но ещё нет конечной цели проекта, нет самого продукта.
2. Фаза формулирования.
Это этап, на котором мы тщательно разбираем свою идею. Превращаем идею в конечный продукт - то есть, конечную цель проекта.
Какой продукт у нас будет? Какого размера дрон? На сколько мест? Сколько несущих винтов - 2, 3, 4, 5, 8?
Анализируем "стейкхолдеры" - заинтересованные в нашем проекте лица, анализируем ситуацию - смотрим чужие проекты,
создаем уникальность своего проекта.
Это тот этап, на котором наша идея превращается в продукт. Но, вес равно - пока что это всего лишь идея.
3. Фаза планирования.
Фаза, в которой мы тщательно работаем над ключевыми задачами реализации проекта.
Структурируем проект,
Определяем кто , и за что отвечает, за какие действия,
Определяем риски проекта,
Работаем над календарным планом,
Определяем затраты проекта - смету.
4 фаза - реализация.
Это самый простой этап. Просто берем, и делаем согласно плану.

Обратите внимание на колонку справа. Не так много пунктов, верно? 
На простые проекты достаточно будет календарного плана, матрицы ответственности, бюджета проекта, плана поставок и таблицы рисков. Это в том случае, если у вас 4-5 человек.
Обратите внимание на колонку справа. Не так много пунктов, верно? На простые проекты достаточно будет календарного плана, матрицы ответственности, бюджета проекта, плана поставок и таблицы рисков. Это в том случае, если у вас 4-5 человек.

В проектной деятельности названия изменены, добавлено понятие "проблема", а вторая и третья фазы объединены.
Выглядит это так:
1. Проблематизация. ( или фаза побуждения)
На этом этапе, даже в случае готовой идеи, необходимо найти проблему, которую мы будем решать. В проектной деятельности недостаточно одной идеи, необходима проблема. Это делается для того, чтоб дети учились искать решения, выходы из трудных жизненных ситуаций. Учились помогать друг другу, учились приносить пользу окружающему миру, обществу. да, понимаю, что сегодня это звучит немного наивно, но - вы уверены что общество эгоистов проживет долго? Я -нет. Система, замкнутая на самой себе обязательно умирает. так и общество эгоистов - умрет. Кто будет восстанавливать то, что сегодня разрушается? Вооот.) Вот потому и учим детей создавать, помогать, развивать.
2. Целеполагание. ( или фазы формулирования и планирования)
3. Реализация. ( фаза реализации).



А теперь, давайте представим, что мы не хотим работать над планированием. И, не думали над формулировкой нашей идеи.
Сразу начали реализацию.
У нас нет четкого понимания - что мы делаем, соответственно, мы не знаем - что будет на выходе, кроме некоего смутного представления.
Что увидят дети? Чему научатся? Какой у них будет задел, на развитие своих способностей?

Зарисовка с натуры.
Сижу в ЦМИТе, никого не трогаю, примус починяю.

Наш ЦМИТ во время занятий. Первоклашки работают самостоятельно- фантазии реализовывают. Задача простая - придумать конструкцию (любую) и рассказать - что, для чего и зачем. Одно из занятий по ТРИЗ-РТВ. Главное- не мешать творить ).
Наш ЦМИТ во время занятий. Первоклашки работают самостоятельно- фантазии реализовывают. Задача простая - придумать конструкцию (любую) и рассказать - что, для чего и зачем. Одно из занятий по ТРИЗ-РТВ. Главное- не мешать творить ).

Внезапно влетает завуч, с группой детей, и с ходу начинает:
- Вот эти дети у нас участвуют в конкурсе проектов, им надо помочь.
Далее, сразу же, была раздача задач:
- Ты, ты, ты - отвечаете за конструкторскую часть, ты - за СМИ, ты - за выступление.
Что, для чего, зачем - непонятно.
Совсем. Ни я, ни дети - не поняли о чем речь, о чем проект, и в чем я должен им помогать?
Прямо при завуче озвучил эти вопросы детям - ответ был простой
- А мы не знаем, нас просто собрали, сказали - участвовать.
- Об чем проект-то?
- Ну, какая -то диорама....

Та самая, "какая-то диорама".... Диорама была сделана для тренировки операторов БПТС с системой FPV. Для того, чтоб вовлечь малышей в техническое моделирование - сделали её интересной, а сами БПТС (радиоуправляемые модели краулеров, БПТС 1-го класса) - переделывали самостоятельно, под масштаб диорамы, вместе с детьми.
Та самая, "какая-то диорама".... Диорама была сделана для тренировки операторов БПТС с системой FPV. Для того, чтоб вовлечь малышей в техническое моделирование - сделали её интересной, а сами БПТС (радиоуправляемые модели краулеров, БПТС 1-го класса) - переделывали самостоятельно, под масштаб диорамы, вместе с детьми.

С одной стороны - дети, которых привели, не создавали ничего. Их просто заставили выступить с готовым проектом, реализованным и вполне успешно работающим.
С другой - даже реализованную идею можно превратить в нечто особенное.
Необходимо было детей научить. Моя мысль была простая:
- Давайте я расскажу вам о нашем проекте, подробно - что, для чего, как. Научу вас, как создавать такие проекты, с чего начинать? Может быть у вас появятся свои идеи? Найдете проблему, которую можно решить с помощью диорамы?

Дети захотели, но вот завуч решила что им это не нужно.
Зачем?
- Ой, не надо вот это вот всё! Пусть просто выступят и все! Не надо им никаких ваших планирований, целей и прочего. Лишнее это!
Вы перед ними должны ставить задачи, а они пусть выполняют!

Дети с удивлением на неё посмотрели, а потом просто ушли.
Не появлялись они ровно две недели, пока не пришло время "технической защиты" проекта.
Пришли репетировать. Читали написанный учителями текст, учили презентацию, учились выступать.
На мой вопрос - а что они делали эти две недели?, ответом была тишина. Ничего.
- Ребят, а почему же так? Неужто неинтересно было?
- Нет, ну нам интересно конечно ( лукавят), просто , понимаете - если бы мы сами что-то делали, нам было бы понятно, что мы делаем. а тут - нам совсем ничего непонятно.
- А что непонятно то? Вот диорама, это готовый проект, вам надо всего лишь о нем рассказать) ( это я уже над ними подтруниваю)
- Это то нам понятно. Только мы тут причем? Это же не мы делали? Нам то это зачем?
- Ну а вам хотя бы сказали что делать то? Ну вот по части конструирования? Что-то, может быть, изучить?
- Не-а. Сказали просто - вот вам текст, учите. Вы должны хорошо выступить.

Вот и выходит картина следующая:

- Детей собрали вместе, заставили их участвовать в мероприятии "СиБурДе".
- Никакой цели перед ними не поставили.
- Поставили задачи - выучить от сих до сих, не более того. Никаких четких сроков не было оговорено.
- Самое грустное - никакой самостоятельности!

Почему так? Потому что у педагогов школ, зачастую, нет возможности пройтись по всем пунктам. Да и не хотят они. Считают ненужной тратой времени.
В данном случае, что у детей, что у педагогов- кураторов, не были пройдены первые два этапа.
Побуждение - исключили. Зачем? Ведь есть готовая идея - диорама, вот её и возьмем! Искать проблему - ой, бросьте, что вы.
Формулирование? А для чего? что там можно ещё добавить? Да ничего!
Планирование? Ой, да бросьте, всего-то надо взять и выступить! Не надо ничего лишнего учить, итак времени ни на что не хватает!

Итог - за отсутствием мотивации, четкого плана работы, и цели - дети перестали быть участниками процесса. Они стали исполнителями, и даже исполнить не могли, поскольку никаких четких задач у них не было, кроме одной - выучить текст и выступить.

Самое начало - побуждение детей принести пользу - не было реализовано.
Решили перескочить через все этапы, и сходу получить результат?
Ну вот и вышло, что ни дети ничего не получили, ни школа.
Потратили время впустую, не дав ничего взамен.
Всего-то надо было - научить, дать возможность самостоятельно что-то сделать!
Поэтому дети и сопротивляются, не хотят ничего делать. Потому что получают такой негативный опыт.
Поэтому и считают, что проектная деятельность - пустая трата времени и сил.
Когда все за них решают, лишают возможности самостоятельной деятельности - о каком обучении можно говорить?
Нет наставников, которые вместе с ними реализовали хотя бы один проект, грамотно, с хорошим подходом к проектной деятельности. Таких наставников - единицы.
Более того, многие взрослые, когда я с ними разговариваю, считают что фазы формулирования и планирования - лишние. Пустая трата времени.
При этом жалуются на своих "глупых начальников", которые заставляют писать "ненужные бумажки".


Лично мне проще потратить несколько дней на составление этих бумажек, чем тратить свои силы впустую. Мне итак тяжело двигаться, так зачем я, сам себя, буду заставлять делать лишние движения?
Зачем мне что-то делать за других, когда есть возможность, грамотно все спланировав - себе облегчить жизнь, научить других, получить результат? К тому, же тщательно всё продумав, можно любую идею превратить в уникальный продукт.

В качестве эпилога.
А ведь можно было сделать неплохой социальный проект. Например - создать ресурсный центр по беспилотным технологиям для малышей - дошколят. Шестилетки быстро учатся, а вокруг школы есть несколько детских садов.
Представьте себе, что вы знакомите детей с технологиями, не на словах и не по видео, а на практике? Дав им в руки простой БПТС - радиоуправляемую модель, с очками FPV (с видом от первого лица)?
А если они ещё и смогут этот беспилотник разобрать на составляющие? Посмотреть что внутри?
А если они смогут его изменить, исходя из заданных условий, и испытав тут же, не отходя от школьной парты?
А всего-то, нужно было, детям дать возможность - сделать самим...

Меняйте мир, меняйтесь сами, развивайтесь!
Спасибо за внимание, пишите комментарии -буду рад ответить на ваши вопросы!