В прошлых публикациях мы говорили о том, как появляется враг, и невозможности даже ученым доказать истину. Сегодня о том, каким образом в эту борьбу оказалось замешано пальмовое масло, и о деньгах.
Каким образом под раздачу попало пальмовое масло
В 1976 году растущий импорт пальмового масла конкурировал с соевым маслом на рынке США. Данные Министерства сельского хозяйства США показали, что импорт пальмового масла с 1969 по 1976 год увеличился более чем в три раза.
Очевидно, что соевая промышленность была обеспокоена этой конкуренцией, особенно с учетом того, что пальмовое масло было дешевле.
В 1976 году Комитет по сельскому хозяйству Палаты представителей рассмотрел законопроект, требующий маркировки «предупреждение о вреде для здоровья» на импортируемом пальмовом масле, поскольку пальмовое масло содержит больше насыщенных жиров, чем другие растительные масла.
Законопроект был решительно поддержан как производителями, так и переработчиками сои, но не был принят из-за опасений, что он будет рассматриваться как дискриминационный торговый барьер.
Но то, что не могло быть достигнуто законом, смогло быть достигнуто мессианским рвением одного очень решительного адвоката и организации, которая гордится тем, что может придраться почти ко всему.
Филипп Соколов и «Хранители сердца»
Филипп Соколов был богатым промышленником из Омахи, который перенес сердечный приступ и заплатил миллион долларов за лечение. Решив, что в его заболевании виноваты насыщенные жиры, он начал бороться с ними (точнее, с производством продуктов, содержащих насыщенные жиры) всеми возможными средствами, основав национальную компанию "Хранители сердца".
Как описал журнал Time, «...он отправил по почте 11 000 писем чиновникам пищевой промышленности. Первая фраза должна была привлечь их внимание: "Является ли ваша компания соучастницей в смерти бесчисленного количества жертв сердечного приступа?" Далее в письме содержался призыв к продовольственным компаниям удалить кокосовое и пальмовое масло из своей продукции, а также сало и говяжий жир. «Хранители сердца», предупреждалось в письме, планируют в ближайшее время ознакомить общественность с «опасностью высоконасыщенных жирных продуктов " [1].
Из–за отсутствия каких-либо ответов на его петиции Соколов вывел свою кампанию по борьбе с тропическими маслами на новый уровень, разместив газетные объявления на всю страницу под заголовком «Отравление Америки!» Эти объявления, появившиеся в «Нью-Йорк Таймс» и «Нью-Йорк пост» утверждали, что пищевые переработчики «отравляют Америку», используя насыщенные жиры, например, сало и говяжий жир, пальмовое и кокосовое масло.
Реклама предупреждала потребителей об опасности упакованных продуктов, производители которых рекламировали их как «без холестерина», но которые были сделаны с пальмовым или кокосовым маслом. Несмотря на свое происхождение из растительного масла, эти тропические масла содержат насыщенные жиры. Реклама бросала вызов продовольственным компаниям и указывала количество насыщенных жиров в различных марках печенья, крекеров и злаков.
Соколова поддержала в его кампании против тропических масел другая организация, занимающаяся реформами питания, Центр науки в общественных интересах, которая также запустила агрессивный медиа–блиц против насыщенных жиров и тропических масел, что по сути, абсурдно, в сливочном масле, например, содержание насыщенных жиров еще выше – и доходит до 66% против 50% в пальмовом масле.
Но в СМИ стало появляться все больше информации о насыщенных жирах и необходимости их потребления (пусть в небольших количествах) для здоровья.
Борьба с тропическими маслами
По мере того как росла осведомленность общественности о предполагаемом вредном воздействии насыщенных жиров, кампания Соколова стала носить направленный характер: борьба развернулась вокруг одной группы пищевых жиров: тропических масел. К ним относятся кокосовое и пальмоядровое масла, а также пальмовое масло.
Перед лицом последующего общественного протеста производители продуктов питания ответили довольно быстро и объявили, что они убирают тропические масла из своих продуктов. Производители заявили, что переходят на растительные масла, содержащие ненасыщенные жиры.
Была только одна проблема: этот переход не мог быть простым процессом замены. Критиков мало беспокоило, чем пальмовое масло можно заменить.
Хлебобулочные и кондитерские изделия требуют профиля твердого жира, который имеет решающее значение и его используют, потому что больше нет альтернатив, а пальма – это безопасная замена трансжирам. Пальмовое масло было естественно стабильным жиром с профилем, который состоит из насыщенных жиров и ненасыщенных жиров. Хорошо обеспеченное как насыщенными и ненасыщенными (пальмовое масло можно разделять на 2 фракции – жидкую и твердую, и твердая как раз является натуральным источником твердых жиров), так и мононенасыщенными олеиновыми жирными кислотами, пальмовое масло также содержит достаточное количество полиненасыщенной линолевой кислоты. Эта комбинация жирных кислот обеспечила почти идеальный состав.
Но если тропические масла больше нельзя использовать, то необходимо найти подходящую замену, которая обеспечивала бы те же характеристики.
1. «Крестоносец из глубинки: Филипп Соколов», журнал Время, 25.03.1991г.
Статьи из этой серии:
Длинная-длинная история: манипулирование восприятием и неправильная трактовка научных данных
Длинная-длинная история о том, как можно манипулировать сознанием, деньги против науки
Подписывайтесь на канал!