Найти в Дзене

Забытый Пелевин.

Обладатель забавного звания "неклассного художника". Вполне официальное звание присвоенное учебным заведением. Служил он при губернаторах и ездил на всемирные выставки со своими работами.

Пелевин родился и скончался в Санкт-Петербурге. Ничего такого я не перепутала. Совершенно. Я говорю не о писателе Викторе Олеговиче Пелевине, а об Иване Андреевиче Пелевине - художнике Российской империи.

Иван Андреевич родился, по одним источникам в 1840-м году, а другие утверждают, что на год позже. Получал профильное образование в Императорской Академии Художеств с шестнадцати лет. Академия то ему и присвоила звание неклассного художника в 1862 году. Пару лет мужи маститые думали-думали и таки решили, что художник всё же классный и присвоили ему это звание классного художника третьей степени. Иван Андреевич решил, что звание художника это хорошо, но хотелось бы больше. Да и недостаточность финансового обеспечения юного художника была поводом "второе высшее" получить. Мозачному искусству обучался с 1868 по 1874 годы. Хотя обучение не мешало совмещать написание картин и выставляться на всемирных выставках в Париже, в Лондоне и в Москве. На выставке Товарищества Передвижных Выставок так же были его работы.

После обучение уехал в Вильно служить. 10 лет служил при генерал-губернаторе Виленском, Ковенском и Гродненском. В тот период были полотна исторического направления, статье ниже будут и они, но всё же жанр бытовой был милее сердцу художника.

Когда поедете в Северную Пальмиру скорее всего пойдёте в Исаакиевский собор. Не бегите сразу на крышу - уделите несколько минут мозаике над царскими вратами и ещё в нескольких местах. Именно там увидите труд Ивана Андреевича. Да-да, Иван Андреевич стал хорошим мозаистом (франц. mosaiste). И приложил руку к созданию убранства этого шедевра архитектуры. Мозаика над Царскими вратами совсем не такая Тайная вечеря, что на фреске Леонардо - более уютная, домашняя. Тут Иван Андреевич со товарищами работал. Его авторству относят Иуду. Фигура Иуды Искариота выделена в светлые цвета. Хотя может именно белый цвет подчёркивает траур Иуды по себе и Учителю. Лицо Иуды, на мой взгляд, полно скорби. И вроде уже даже порывается встать нести эту шкатулку с серебряниками отдать и всё исправить содеянное.

Именно эта черта характерна для Пелевина - найти чистое даже в самом безнадёжном.

Или вот "Несение Христа" ... По секрету скажу, что мозаику по эскизу Васнецова в ещё одном очень знаменитом храме тоже выкладывал наш герой.

-3

Ещё были «Евангелист Лука», «Евангелист Марк» и «Апостол Петр». Не в одиночку, конечно, с другими мастерами, однако всё же.

Художник не был популярен и знаменит как Васнецов, например, или Брюллов. Не так был популярен его жанр бытовой.

Малоформатные картины очень добрые и душевные. В сером быте он выделял светом и цветом теплоту отношений людей. #Любовь, заботу, нежность, доброту.

Даже зимний пейзаж, очень холодный по цвету, подчёркивает теплоту душ детских. И сделано это именно цветом. И взгляд останавливается на девочке заботливо укутавшей малыша. Такой взрослый взгляд. Её валеночки уже на территории зимы, а она подчёркнута красной каймой платка как заботливая сестрёнка.

Дети в санях, 1870, Нижнетагильский художественный музей.
Дети в санях, 1870, Нижнетагильский художественный музей.

Вдова. Печальность ситуации хорошо видно в тёмном тоне штор и скорбной фигуре #старушки. Но ведь столько тёплых красок в розовой скатерти, хотя там и видна серая шаль, но её совсем немного, персиковом платье женщины. И ведь сам свет выхватывает именно момент нежной материнской любви к малышу, которого мама накрывает как крылом рукой. Все невзгоды отступают перед красотой чистых чувств.

Вдова, 1866, Курская областная картинная галерея имени А.А.Дейнеки
Вдова, 1866, Курская областная картинная галерея имени А.А.Дейнеки

Давайте просто пройдём по галерее его работ без комментариев. В работах Пелевина сочетаются как аккуратное прописывание деталей лица, так и небрежное отношение к предмету. Как и почему - не понятно. Может дело настроения.

А ещё на картинах художника можно играть в угадайку "найди различия". Вот, например, эти две:

Были исторические картины, например, «Боярин Троекуров читает царевне Софье указ о заточении ее в монастырь» или про Грозного.

Ивана Грозного несколько раз писал. Очень мне его Иоан IV импонирует. Картина "Царь Иоанн Грозный в келье юродивого Николая Салоса" показывает момент, когда царь к Пскову с войной пришёл, а юродивый ему отповедь прочитал. Говорят царь после оной и пошёл от стен Псковских домой.

Царь Иоанн Грозный в келье юродивого Николая Салоса. Художественная Галерея Фонда поколений ХМАО Югры
Царь Иоанн Грозный в келье юродивого Николая Салоса. Художественная Галерея Фонда поколений ХМАО Югры

Портрет в оттенках красного не оставляет мысли о символизме. Такой взгляд... Нет, не злой - усталый. Хотя в рамках времени вполне себе нормальное поведение у Вани было. А тут ещё в анамнезе применение лекарями ртути - кто хошь с ума сойдёт. Вечные заговоры, бунты и прочие "удовольствия" главы государства.

-9
И. А. Пелевин. Иван Грозный у тела убитого им сына. 1877. Холст, масло. 133 х 145.
И. А. Пелевин. Иван Грозный у тела убитого им сына. 1877. Холст, масло. 133 х 145.

Отошёл ко господу #художник в родном городе на Неве в 1917 году. Было ему не тот момент 77 лет.