Отрывок из главы "Беседы с буддийским монахом Аджаном Ньянадассано" из новой книги Александра Санкина "Река Жизни".
Первый вопрос, который я хочу озвучить - он всех касается, хотя не все это осознают или признаются в этом. Об этом мало говорят, но подспудно, наверное, каждого человека волнует наш первый вопрос. Его слушатели нашего курса два раза задали в разной редакции:
«Что происходит с человеком после смерти?» Другая его формулировка – «Перерождение энергии, кто-то называет это душа, что происходит с этим комком энергии после смерти?»
Аджан Ньянадассано
Будда сформулировал своё учение в индийской культуре, где верили в перерождение и верили в то, что душа перерождается, умирая. Как бы одно тело умирает, рассыпается, раскладывается на части - тело, дух и всё такое. А душа потом перерождается в каком-то другом теле соответственно карме. Будда это не опровергал, но объяснил это по-своему. На такие вопросы он всегда отвечает тем, что есть зависимое появление. То есть, явления появляются, материализовываются, возникают в зависимости от условий. Поэтому, рождение - это всегда появление чего-то в зависимости от условий. Главным условием для рождения или перерождения является невежество. Благодаря невежеству есть вся эта цепочка событий, которая ведёт к рождению и, соответственно, к болезни, старости, страданию и смерти. Что происходит с человеком, когда он умирает? Тело уходит в прах, рассыпается, возвращается в землю. А что происходит с душой, с сознанием? Пока есть невежество, жажда жить, эта жажда всегда воплотится в чём-то. Карма - это учение, которое было и до Будды, но, как я уже сказал, он его объяснял немножко по-своему. Как бы мы на это ни смотрели, это фактор. Благодаря нашей нравственной позиции происходит то или иное рождение, то или иное существование. Если ответить коротко.
Александр Санкин
Согласен. С Вашего позволения, немного дополню. Я слушал лекции известного советского, а теперь уже и российского учёного, который полвека исследует вопросы взаимоотношения сознания и тела. Это крупнейший специалист по работе мозга. Его зовут профессор Дубровский Давид Израилевич. Он сформировал интересную теорию, которая, мне кажется, удивительным образом соответствует учению Готамы. Профессор Дубровский сравнивает сознание с информацией. И формирует следующие постулаты: информация необходимо воплощена в своём носителе, информация не может существовать без носителя. Поэтому, с разрушением носителя, с распадом тела информация находит новый носитель, который наилучшим образом подходит для этой информации. Называя себя материалистом, профессор Дубровский, вышеприведёнными постулатами поддерживает учение Будды о перерождении.
Аджан Ньянадассано
Я бы дополнил. Будда всегда говорил, что его учение нелегко понять. Оно тонкое, и легко как бы соскользнуть в какой-то из экстремов. Поэтому, хотелось бы избежать таких вот выводов, потому что всё-таки, если сознанию всегда нужно какое-то тело, чтобы появиться, то есть, информация всегда ищет какое-то воплощение, это значит, что освобождение невозможно. Это значит, что круговорот жизней никогда не кончается.
Александр Санкин
Да, конечно, на самом деле, при выполнении ряда условий, сформулированных Буддой в виде методики, действительно, есть возможность для информации перестать существовать на обусловленном уровне. И да, тогда есть освобождение. Вы очень верно подметили, именно в этом отличие учение Будды от учения Дубровского. Многоуважаемый Давид Израилевич просто и чётко показал , как работает перерождение в обусловленном мире, но не показал ни то, что это – страдание, ни выход из этого страдания не показал. А Будда показал и страдание, и причины страдания, и прекращение страдания и путь к выходу из страдания нам всем указал. Но я хотел сказать, что Дубровский даёт правильный ответ, соответствующий учению Готамы, именно в ответе на вопрос о том, что происходит после распада тела, - перерождение сознания в новом теле.
И тут я бы ещё добавил такой момент - Вы правильно заметили, когда, отвечая на вопрос, Вы начали с того, что Будда жил в Индии в давние времена, 2600 лет назад. Действительно, таким было господствующее представление в мире его современников - теория перерождения была общепринятой. А сейчас, многие наши слушатели, могут по-разному к этому относиться, кто-то в это, я знаю, верит, а кто-то не верит в перерождение. И есть одна сутта, или даже не одна, а целый ряд сутт, то есть лекций, где Будда говорит об этом так: вне зависимости от того, верите вы в перерождение или нет, если вы будете применять моё учение, мой метод, то даже в этой жизни вы получите благо. Если начнёте делать правильные поступки, то вы почувствуете улучшение вашей жизни сразу. То есть, учение Готамы - быстродействующий метод, который даёт результат уже в этой жизни. Не нужно ждать, пока вы умрёте и узнаете, как там на самом деле. Даже если нет перерождения, уже в этой жизни вы, друзья, пожнёте плоды правильного поведения, благих поступков.
Читайте также:
Ответы Аджана Ньянадассано на вопросы участников ретрита Випассана в Северном Кунсангаре (ч.1)