Памяти Дэвида Боуи
посвящается...
Никаких: "Чаки", "Коралины", "Кошмара..." и "Трупа невесты". Только хардкор.
Сегодня куклы - одни из страшнейших героев ужасов наряду с клоунами. Легко сделать фильм страшным за счёт уродливой куклы. Другое дело - кукольные мультфильмы: древность кукольной анимации сделала их чем-то обыденным и довольно тоскливым. Ну признайтесь: кому в детстве нравились кукольные мультики? При этом искусство кукольной мультипликации живо по сей день благодаря таким режиссёрам, как Гильермо дель Торо и Генри Селик, сериалам вроде "Барашка Шона" и "Горы самоцветов".
Выражаю благодарность вдохновившей меня статье Сергея Непрозванова "Темная анимация".
Должен также добавить, что я расценивал пластилиновую анимацию как ту же кукольную, отчего в ТОПе присутствует одно такое произведение.
5. "Крысолов" (1983), реж. Иржи Барта
Подробнее о самой легенде читайте мою статью
Сама по себе легенда уже похожа на страшную сказку: безымянный дудочник в пестром костюме, обидевшись на жадный магистрат нижне-саксонского города Гамельна, уводит из города своей магической музыкой всех гамельнских детей. Предание, балладу, легенду, сказку, песню - в разных вариантах записывали и братья Гримм, и граф фон Циммерн, и многие другие (подробнее об этом можете скоро ждать статью на моем канале). Вот и чехословацкий режиссёр-мультипликатор Иржи Барта решил слепить свою версию события. Это мультфильм Чехословакии и Западной Германии на чешском языке; поистине колдовскую музыку к нему написал Михаэль Кокаб, чешский певец и некогда лидер группы "Pražský výběr", подавленной коммунистическим режимом, ныне министр по правам человека и делам меньшинств - это так, к слову.
И - да-да, именно слепить: мультфильм "Крысолов" выполнен в пластилиновой анимации, правда, кукол блаженной памяти Александра Татарского можете не ждать - пластилин здесь оживает в плоских образах, как в "Куйгороше", а уродливые лица и непонятный говор персонажей предает картине такую мрачность, что может действительно напугать. И все же это кукольный мультфильм, если такое возможно - на балансе между плоским пластилином и живой съёмкой: знаменитые гамельнские крысы в некоторых кадрах сняты вживую, в чем можете убедиться, посмотрев мультфильм.
P.s. Если интересуетесь кукольными экранизациями сказки - могу посоветовать кукольного "Флейтиста из Гамельна" (1981, реж. М. Холл) по одноимённой поэме Р. Браунинга, переведённой Маршаком: полчаса шикарной - значительно приятнее, чем у чехославаков! - кукольной анимации с жутковатым эльфоподобным Крысоловом - всем советую.
4. "Кровавый чай и красная ниточка" (2006), реж. Кристина Седжавски
Насчёт чая не пугайтесь - кровь они там пили или нет, неясно. В мультфильме вообще многое может остаться непонятным. Хотя основная концепция, впрочем, ясна; пересказывать сюжет не буду, сами посмотрите.
Главный плюс картины - красота: надо сказать, Кристина Седжавски ТРИНАДЦАТЬ, только подумайте, ТРИНАДЦАТЬ ЛЕТ снимала этот семидесятиминутный мультфильм; всех кукол она лично сшила или слепила, отчего при просмотре проникаешься ещё большим восторгом.
По поводу морали фильма спорят до сих пор. Надо сказать, начинала Кристина с кукольного мультфильма "Кровь и подсолнухи" (2000): это как "9" к "Девяти", если угодно. Те же образы, подсолнухи, кукла, кровь - только длится это полторы минуты. Это даже малость покрасивее. Хотя, кому как.
Вроде как, "Кровавый чай..." - первая картина начатой трилогии; не знаю, чего там продолжать, там и так все ясно...
Причем, по её словам, вдохновлялась Седжавски работами Яна Шванкмайера, в частности - кукольным фильмом "Алиса" (1988). Она даже написала книгу о создании своей известнейшей картины - «Blood Tea and Red String: Production Archives».
А вообще-то, на мой взгляд, это мультфильм детский. (Детский, но не для детей, если можно так выразиться.) Простенький сюжет, узнаваемые (ну, в большинстве своём) сказочные образы, а главное - шикарные по оригинальности и красоте своей куклы. Однако некоторая затянутость, пугающая мрачность эпизодов, тоскливость и присутствующие совершенно криповые образы (я сам при просмотре регулярно вздрагивал) могут напугать не только ребенка, но и взрослого, зато обеспечивают картине заслуженное четвертое место в этом ТОПе. Хороший мультфильм, и я бы поставил его на первое место, если бы не было других, более страшных кукольных мультфильмов.
3. "Винсент" (1982), реж. Тим Бёртон
Если вы любите чёрно-белые ужасы и немецкий экспрессионизм, если вы поклонник Тима Бёртона, Винсента Прайса или Эдгара По, если, в конце концов, вы нашли и читаете эту статью - вы должны быть знакомы с этой картиной. Короткометражка сильно выделяется среди прочих мультфильмов Диснея (да-да, не забывайте, это "Дисней"): это чёрно-белая пародия на немецкие экспрессионистские ужасы начала XX века а-ля "Кабинет восковых фигур" (1924), "Кабинет доктора Калигари" (1920) или "Пражский студент" (1913). Этот короткий мультфильм с мрачными образами и одним лишь закадровым голосом надолго остаётся в памяти.
Кстати, о закадровом голосе, - он принадлежит небезызвестному Винсенту Прайсу. Забавно, что протогонист мультика, мальчик Винсент Маллой, хочет стать именно Винсентом Прайсом. Собственно, из этих-то мечтаний и состоит половина мультфильма. И, думаю, не в последнюю очередь мальчик одержим этой мечтой потому, что Прайс играл в своё время во многих экранизациях Эдгара По, другого кумира Винсента: "Маска Красной смерти", "Ворон", "Падение дома Ашеров" и др. И отсылками к произведениям Эдгара Аллана картина просто кишит: тут вам и погребение заживо, и чёрный кот, и цитаты из поэмы "Ворон". Позже Прайс признается, что "Винсент" - его лучшая работа в кино.
Кстати, отсылки тут не только к прошлому, но и, если можно так выразиться, к будущему: среди готических и экспрессионистских образов можно найти героев грядущих картин Бертона, появившихся уже на пике его известности: и пёсика Спарки из "Франкенвини" (2012г.), и бегущего по изгороди тонкого кота (он появится ещё в "Кошмаре перед Рождеством", том же "Франкенвини" и "Трупе невесты"), и даже, как замечают самые зоркие, куклу-пращура Джека Повелителя тыкв.
Возможно, благодаря этим "зачаточным" ужасам Тима Бёртона мультфильм кажется каким-то знакомым, будто все мы видели его в детстве в независимости от возраста. И, что интересно, мультфильм полон автобиографических черт, внесённых Бёртоном (да, тяжёлое у него было детство; говорят, кстати, что подростком он и впрямь так же лишился собаки, как и Франкенвини). И сегодня сам мультфильм - это уже значимый эпизод в биографии великого британского режиссера.
2. "Кот с человеческими руками" (2001г.), реж. Роберт Морган
Честное слово, я бы не вставил сюда этот фильм, если бы обстоятельства не вынудили. По глупости я с самого начала, лишь задумав этот ТОП, уже порешил вписать сюда клип того же Бёртона для рок-группы ASP "Чёрная бабочка"; потом только я осознал, что это компьютерная графика, причем не лучшего качества. Тогда, зная о богатой психоделом и жутью советской анимации ("Крот и яйцо", "Большой Тылль", постсоветский "Потец"), я перелопатил пласт мрачной советской кукольщины. На разных страницах люди жаловались на "Наваждение" (1989) и "Разлученных" (1980): последний и впрямь подавал надежды, но к сожалению, планировался он, в отличии от вышеупомянутого психодела, действительно - как детский. Ну не могли наши без песенок Боярского снять поистине жуткий кукольный мультфильм.
Пробовал я и две схожих польских сказки: "Доктор Бартек и Смерть" (1989) и "Сказка о чудесном докторе" (1979). От безысходности я уже был готов поставить на пятое место действительно психодел - немой "Клубок" 1968 года.
Появилась даже мысль вставить тоскливую "Мадам Тутли-Путли" (2007). И тут я наткнулся на упоминание этой хрени.
Странный сон явился ко мне прошлой ночью,
Будто бы дальние друзья стали ближе.
Я видел лица людей, давно ушедших,
И проснулся я с радостью на сердце.
Кейт Расби,
The Miner’s Dream of Home
Тот мультик, который я не посоветую. Три грязно-мутных минуты живой съёмки и кукольной анимации, жестоких и неприятных, без особой морали и с одной лишь жуткой атмосферой повествующих о котоподобном существе, жившем на дне колодца и возжелавшем стать человеком.
Фильмы надо снимать, ну если без морали, то хотя бы красиво. Так, чтобы зритель невольно восхитился. И глупая, грязная, отвратительная жестокость не позволяет "Коту..." встать на почетное первое место.
1. "Песочный человек" (1991), реж. Пол Берри
А теперь - реальная жуть. Только для заядлых хардкорщиков. Попробуйте, как я - одни, ночью, в запертом дачном домике, да ещё на втором этаже, посмотреть этот шедевр. Не читая описания - просто взять и посмотреть. Дождитесь ночи и тогда посмотрите, не дочитывая статью (но 👍 обязательно поставьте!); особых спойлеров тут не будет, но все же...
История современной стоп-моушен анимации не может обойтись без имени Тима Бёртона: начнем с того, что ещё в детстве он пробовал себя в качестве режиссёра утерянных лент с куклами в главных ролях. Сейчас особенно известны его кукольные мультфильмы - "Труп невесты", "Кошмар перед Рождеством"; к кукольным также относят и "Коралину в Стране Кошмаров" (2009г.), снятую Генри Селиком - сорежиссёром Бёртона в "Кошмаре...". А ещё "Кошмар..." снимал британский мультипликатор по имени Пол Берри. Слышали о таком? Вот и о его "Песочном человеке" почти никто не знает, и повезло же Полу Берри, что в своё время (в 90-х годах) он всё же получил кое-какую популярность, был номинирован на "Оскар" и тогда же замечен Бёртоном, пригласившим его на съёмки "Кошмара...".
***
Это такой злой человек, который приходит за детьми, когда они упрямятся и не хотят идти спать, он швыряет им в глаза пригоршню песку, так что они заливаются кровью и лезут на лоб, а потом кладет ребят в мешок и относит на луну, на прокорм своим детушкам, что сидят там в гнезде, а клювы-то у них кривые, как у сов, и они выклевывают глаза непослушным человеческим детям.
Эрнст Теодор Амадей Гофман,
"Песочный человек"
Об источнике:
Песочный человек - известная фигура в мифологии и фольклоре разных народов. Издревле (со времён Древней Греции) его разделяли на две ипостаси: доброго волшебника приятных сновидений и его доппельгангера - Кромешника, если угодно. Духа кошмаров. (Правда, нередко близнец Песочника - сама Смерть.)
Интересный факт: два самых видных скандинавских сказочника XVIII века, Андерсон и Гофман, оба писали о Песочнике. И у вечно пессимистичного Андерсона получился добрый Оле Лукойе, а у Гофмана - вот ОН, в общем...
Да, есть в картине некоторая затянутость. Девять минут слушать (ШИКАРНУЮ!) музыку Колина Таунза способен не всякий. Однако и в этом есть своя прелесть - эти девять минут вы наблюдаете поистине великолепно выполненных кукол, не уродливых или скучных, но страшно красивых в своей гротескности. Это сказка на ночь, полная готических декораций, выразительных образов и холодного лунного света.
И ещё кое-что. "Крысолов" при всем своем антураже из чувства долга несёт мудрую мораль. "Кровавый чай и красная ниточка" по сути - детская сказка. "Винсент" в известной степени пугает, но это скорее психоделика, глубокая и по-своему комическая. А вот "Песочный человек"...
Он не даром поставлен мною на первое место: посмотрев его, вы поймёте, что мораль в нём - на уровне само́й страшилки о том, что будет, если не закроешь глазки. И в конце гротескная сказка превращается в настоящий кошмар; хочется залезть под одеяло, замотать глаза тряпкой и никогда больше не открывать. "Песочный человек" - это тоскливый хоррор, пронизанный духом безнадёжности и грусти.
Но картин с подобным духом полно, а ведь надо уметь красиво оформить. Этим и выигрывает "Песочный человек".