В последнее время много говорилось о русских хакерах, влияющих на результаты голосования в Америке. Попробуем разобраться на эту проблему в аспекте «кому это выгодно».
Что на самом деле происходит под разглагольствования про «русских хакеров связанных с КГБ», или ФСБ. Для пропаганды КГБ звучит более пугающе. Хотя речь не столько о пропаганде, сколько о… внутренней американской маркетинговой стратегии.
Едва вступив в должность, новый президент Трамп встретился с адмиралом Майком Роджерсом, старшим советником Джаредом Кушнером и главным стратегом Стивом Банноном, чтобы обсудить вопросы кибербезопасности. Был подготовлен документ под названием Укрепление кибербезопасности федеральных сетей и критической инфраструктуры, в котором говорится: «Исполнительная власть пользуется устарелыми IТ и информационными системами, которые трудно защитить».
У нас в России мало кто знает, что Федеральное правительство США на протяжении многих лет сталкивается с проблемами, возникающими из-за огромного количества центров обработки данных по всей стране. Американские налогоплательщики платят более $ 80 млрд. в год на продукты и услуги IT сферы половина идет на поддержание устаревающих систем. Но в самой Америке об этом тоже мало кто знает.
Суперкомпьютеры, о которых у нас в России заговорили сравнительно недавно, в Америке существуют уже несколько десятилетий. Пришла пора их заменять. На кону – миллиарды долларов!
Для того, чтобы понять что происходит в Америке, можно вспомнить наш Закон Яровой. В так называемом «пакете Яровой» содержится множество предложений по противодействию экстремизму и терроризму в сети. Предлагается усилить ответственность за его пропаганду. Однако, то, что будут сажать – никого не удивило.
Но наиболее резонансными оказались поправки касающиеся российских интернет-компаний. В тексте законопроекта они названы «организаторами распространения информации в сети», так что под действие «пакета Яровой» потенциально попадают новостные порталы, почтовые сервисы, соцсети, мессенджеры, форумы и даже онлайн-магазины. Всех их обязали хранить у себя информацию о передаче и обработке текстовых сообщений, изображений, звуковых файлов и видеозаписей пользователей. Спецслужбы смогут получить доступ к этим данным, если это потребуется для расследования или обеспечения государственной безопасности.
Компании должны предоставить госорганам инструменты для дешифровки защищенных сервисов. Это коснется и владельцев сайтов, использующих интернет-протокол HTTPS. В случае отказа их ждет штраф до миллиона рублей.
Но сколько это будет стоить? Это потребует огромных расходов прежде всего от мобильных операторов, вынужденных по полгода хранить записи всех входящих и исходящих звонков. В «МегаФоне» затраты оценили в 20,8 миллиарда долларов, в «Вымпелкоме» — в 18 миллиардов долларов, а в МТС — в 22,7 миллиарда долларов. А за весь 2015 год «большая тройка» и Tele2 заработали 17,8 миллиардов долларов…
В Америке еще в 2010 году предпринята так называемая Инициатива о консолидации федеральных центров (FDCCI), а в 2014 принят Закон о Федеральной реформе развития информационных технологий (FITARA). Их исполнение могло бы дать Америке миллиард долларов экономии в год, но реализация шла с отставанием от графика. Новая американская администрация по ее словам «намерена обеспечить ясность в некоторых наиболее актуальных вопросах».
Это может быть переведено с политического языка на экономический так: мы выясним, кто из наших парней сможет этим заняться.