Найти в Дзене
Вкус жизни

Исчадие Рая. Как маленькая женщина – жена главного коммуниста СССР Раиса Горбачева развалила самую большую державу мира.

Тридцать лет назад прекратил свое существование СССР. У автора нет ностальгии по светлому «советскому прошлому». Но есть желание понять, как эта катастрофа и весь ужас, последовавший за ней, стали возможными, в том числе и «чисто психологически». Эта статья о роли не просто личности, но женской личности в истории. Эта роль скрыта, ее не увидеть в текстах законов и таблицах экономических отчетов. Тем она и коварна…

Большие бедствия иногда начинаются с малозаметных событий. Например, необычного вируса гриппа. Или вдруг проснувшейся любви к роскоши и лести у жены высокопоставленного лидера государства. Особенно, когда ее муж личность слабая, находящаяся под беспрекословным влиянием у супруги. А та буквально лепит из ничем особо не примечательного карьериста среднего уровня того, кто должен нравиться всем и вознести ее на вершину мира.

Несколько слов об истории семьи Раисы Максимовны Титаренко (в девичестве). Дед Раисы был жестоко репрессирован в 30-е годы и расстрелян, как троцкист. В последствии от голода и горя умерла его жена. Их дети, среди которых была и мать Раисы, чудом выжили. В родовом коде семьи Титаренко, как и миллионов других семей, зрела мстительная обида на судьбу, на несправедливое отношение страны и власти, сгубившей близких людей.

Но люди всегда остаются людьми – им хочется радостей жизни, вкусной еды, красивой одежды, подарков. И особенно страстной эта тяга к радости может оказаться в том случае, если человек растет в среде жестокой бедности, запретов, неисполнимых желаний. Если в семье есть запретный плод, он может стать символом болезненной тяги в бессознательном взрослеющего ребенка. Главным таким запретом в семье Титаренко было материальное благополучие, малейшие излишества. Жизнь была рассчитана от крошки до крошки, от одного лоскута перешитого платья до другого…

Н вместе с тем правда состояла в том, что история семьи Титаренко была обычной для страны советов. Девочка, находясь в среде себе подобных, не имела никаких видимых комплексов. Училась на одни пятерки, радовала педагогов примерным поведением комсомолки. И никто не был в состоянии углядеть в золотой медалистке, нацелившейся почему-то продолжить учебу на философском факультете МГУ, демоническую личность, через десятилетия хладнокровно пустившую под нож живое воплощение марксизма-ленинизма. Страну Советов.

Кстати, о философии, которой увлекалась Раиса. Ну, какой был смысл во всех этих хитроумных словесах из учебников и книжек Гегеля и Фейербаха для советской студентки? Как минимум два: интеллектуальное превосходство и побег от тягостной реальности. Девушка была своевольной и назло трудностям и ударам судьбы несла в себе высочайшую самооценку.

В пятидесятые, после смерти Сталина, в аудитории главного московского ВУЗа проник ветер свободомыслия. Раиса общалась с молодыми людьми, через десятилетие ставшими диссидентами. Трагедию своей семьи можно было больше не скрывать. И вскоре Раиса обрела близкую душу – студента юридического факультета Михаила Горбачева, с очень похожей историей репрессированного деда. Но в бессознательном рода Горбачевых обида была спрятана еще глубже. И возможно, никогда так и не вышли бы наружу, не столкни судьба этих двух молодых людей.

Зададимся вопросом: чем уж так привлек студентку с философского, свободно рассуждавшую об эмпириокритицизме, простоватый ставропольский паренек? Во-первых, полагаю, энергичными ухаживаниями. Вообще, энергетика из юного Горбачева била фонтаном с детства. Ранняя биография Михаила Горбачева, казалось, была списана с какой-то Доски почета. Дивитесь: с тринадцати лет подросток совмещал учёбу в школе с периодической работой в колхозе. С пятнадцати работал помощником комбайнера. В 1949 году школьник Горбачёв за ударный труд на уборке зерновых был награждён орденом Красного Знамени. В десятом классе стал кандидатом в члены КПСС по рекомендациям директора и учителя школы. В 1950 году окончил школу с серебряной медалью и поступил без экзаменов в МГУ, а через два года был принят в КПСС.

Вот так начало биографии! Впрочем, дальше, после окончания студенческих лет все продолжалось не хуже. Горбачев явно был любимчиком бога покровителя карьеристов. Через год после МГУ Михаил уже главный по комсомолу во всем Ставропольском крае. В шестидесятые и семидесятые бурно растет его карьера коммуниста-функционера. И в 1970 году он уже главный коммунист Ставрополья.

Второе, чем Михаил пленил Раису еще в студенчестве – это обожание и беспрекословная готовность подчиняться и выполнять любые капризы своей избранницы. Он хорошо понимал ее превосходство, как волевое, так и интеллектуальное, и чувствовал интуитивно, что именно с такой женщиной ему надо идти по жизни.

Став законной женой и главой молодой семьи, Раиса с упоением стала играть роль идеальной спутницы амбициозного карьериста. Она муштрует мужа, заставляя заучивать цитаты из классиков – ради поддержания светской беседы с приезжающими из столицы партийным бонзами и их женами. Следит за безупречностью гардероба и манерами, поучает, как понравиться начальству.

Супруг оказался прекрасным учеником. У этого юного комбайнера, удивительным образом совпали задатки услужливости старшим по партии, способность уловить смены настроений дорогих гостей и организаторские способности окружить отдых москвичей на курортах Ставрополья незабываемым комфортом.

Попутно Горбачев произносил с трибун бесконечные речи о скором торжестве коммунизма, заботе партии и победах советского строя. Ничего, как говорится, не предвещало беды. И возможно, Горбачев так и остался бы на всю жизнь образцовым партийным функционером, если бы не брежневские послабления в семидесятые годы для партийной и хозяйственной элиты страны. Были разрешены поездки в капстраны за счет государства, чем Горбачевы не преминули воспользоваться, и многократно.

В 1971 году Горбачёвы, впервые оказавшись в капиталистической стране, совершили многодневную поездку по Италии. В 1972 году Михаил посетил Бельгию, затем были ФРГ, Франция. И совершенно незабываемым для четы Горбачевых было лето, когда они на легковой машине с переводчиком укатили в трёхнедельный тур по десяткам французских городов. Скорее всего, эти недели оказались поворотными для мировоззрения будущего советского лидера и его жены.

В восьмидесятые поездки Горбачевых за рубеж вышли на новый уровень. Их стали принимать первые лица государств. Михаил Сергеевич уже был видным московским функционером, всем было понятно, что этот молодой и энергичный политик метит высоко. Его главным покровителем был Юрий Андропов, который, по словам экспертов, проявлял симпатию к Раисе. Еще бы, эта элегантная, эрудированная молодая женщина разительно отличалась от зажатых неуклюже одетых жен партработников. Знал бы главный гэбист страны, кому он покровительствует…

В поездке по Канаде, где Горбачева тепло принимал премьер-министр Трюдо, состоялось сближение четы с тамошним советский послом Александром Яковлевым. Тот уже почти десять лет жил в Канаде, практически став человеком Запада. Сложно не верить многочисленным свидетельствам современников о том, что Яковлев, еще во время учебы в США, был завербован ЦРУ и впоследствии выполнял задания разведки, уже вернувшись в СССР и став ближайшим соратником нового генсека М. Горбачева. Уже после развала страны Яковлев в собственных книгах и интервью признавался в том, что всю сознательную взрослую жизнь лелеял цель разрушения коммунистического строя. Готов был ради своей цели и лгать, и двуличничать. Это называлось у него тактическими маневрами. Но не ради одних лишь идей Яковлев стал сотрудничать с американской разведкой. Ему нравились деньги, возможность много тратить, иметь все лучшее в роскошном перечне благ красивой западной жизни. И он инфицировал Горбачевых этой своей тягой к «дольче вита».

Думаю, что именно встреча с агентом влияния Яковлевым стала судьбоносной для Страны Советов – ее судьбы была решена. Отныне ради роскоши и лести сильных мира сего Раиса готова была пожертвовать чем угодно, надавить на Михаила ради любых политических решений.

Уже там, в Канаде, Раиса устоять не смогла - Горбачевы возвращались, нагруженные подарками. Кто оплатил их? Не сложно догадаться. При этом амбициозная Раиса не желала довольствоваться подачками или подарками. Ей нужно было всё! Она сама должна была стать хозяйкой жизни, всех благ и прелестей, которые в ней только могут быть. Глубоко засевший в бессознательном комплекс по поводу запретного плода жизни без ограничений, наконец, выбрался наружу. И подчинил себе всю личность без остатка.

Пока руки Раисы не могли дотянуться до госказны, она не чуралась «помощью друзей». Так во время поездки в Лондон, в ювелирном магазине ей приглянулось колье за пять тысяч долларов – огромные деньги для советской гражданки. Но тут услужливый дипломат англичанин достал свою кредитку из кармана…

Раиса без всяких сомнений и конспирации прилюдно воспользовалась очень сомнительной помощью английского подданного, который явно был профессиональным разведчиком. Не задумавшись, как это может отразиться на карьере мужа. А это могло обернуться крахом, не будь партийный босс Горбачева уже при смерти. Тяга к роскоши буквально лишала Раису Горбачеву рассудка и здравомыслия, которое так долго и безупречно вело ее по жизни, меж интриг и склок среды партработников.

Уже став первой леди СССР, она скупала несметное количество шуб, без конца меняла наряды на приемах. А потом невинно удивлялась, почему ей завидуют, почему ее не любят простые люди в стране с мизерными зарплатами и пустыми прилавками. Вообще, эта наивность была их семейным отличием. В девяностых, уже потеряв свою карьеру, Михаил Горбачев снялся в рекламе пиццы. Каким бы ни был его гонорар, на Западе этот ролик назвали самым позорным в истории рекламы.

Раиса не гнушалась и прямыми взятками – так она получила несколько миллионов долларов от американского издателя за свою книжку сомнительной ценности. Скорее всего, сборы от ее продажи едва ли покрыли расходы на типографскую бумагу, на которой она была напечатана. Так что, всем, имеющим разум, было понятно, что это благодарность за влияние на мужа.

А оно было безраздельным! Делая головокружительную карьеру еще в шестидесятых в Ставрополье, Михаил Сергеевич уверил себя, что ни на что подобное не был бы способен без дотошного руководства и даже диктата супруги. Молодая его жена производила благостное впечатление на стареющих московских бонз, добавляя весомые очки в карьерную копилку «комбайнера». Неудивительно, что, став Генсеком, он не принимал ни одного государственного решения, не согласовав его с супругой.

И главным решением, разумеется, была смена партийного курса – на перестройку и гласность. Сам Горбачев ни до чего похожего никогда бы не додумался. Он готов был следовать строгим партийным вектором, ведя страну к мифической победе коммунизма. И когда в 1985 году соратник Яковлев предложил ему комплекс мер, которые впоследствии и стали всем тем, что называлось «Перестройка», Горбачев ответил отказом.

Что было делать главному ненавистнику всего советского и коммунистического, регулярно получавшему зарплату от ЦРУ? Разумеется, пойти к человеку, имевшему на первое лицо в государстве тотальное влияние – к Раисе. Главным козырем Яковлева в давлении на супругу генсека было то, что при новом курсе они, Горбачевы, станут в западном мире персонами первой величины. Президенты, короли, принцы и мировые знаменитости будут жаждать их визитов и окружать восторгами. Честолюбивая провинциалка, явно или бессознательно, начала понимать, что пришло время отыграться за семью, пострадавшую от коммунизма. За свое полуголодное детство в узаконенной советской бедности. За перешитые платьица и стоптанные туфли.

Видимо, тяга к роскоши, власти и лести на самых высоких уровнях стала для этой женщины маниакальной зависимостью. А это уже болезнь, психиатрия. Это надо лечить, а не позволять носителю управлять государством. Ну, или стоять рядом с тем, кто управляет, манипулируя им. Ни Раиса, ни Михаил особенно не задумывались о судьбах своей родины. Красоваться на президентских и королевских раутах в Европе, закатывать роскошные приемы в Кремле. Все это было несравненно важнее тяжелой работы по управлению страной.

А западные политики и руководители спецслужб быстро поняли, как несказанно им повезло! И с помощью Яковлева стали бесцеремонно, используя Раису, давить на Генсека Горбачева. Перестройка, по сути, была закамуфлированным планом слома всей структуры страны. Хорошей ли, плохой, но такой, на которой страна победил всех и вся. А понимания, что будет дальше, хотя бы на пару шагов вперед, ни у «комбайнера», ни у его блиставшей на потеху Западу жены, не было и в помине. Разумеет, далее случилось самое худшее из возможного…

Надо понимать, что перестройка завуалированно передавала в руки первого лица государства невиданную бесконтрольную власть. И эти руки всегда были под неусыпным управлением властной женщины. В 1991 году, уже при Ельцине, впервые за много лет состоялась ревизия партийной казны. Результаты были удручающими. Валютные счета, на которых должны были находиться миллиарды долларов были пусты. Золотой запас оскудел настолько, что западные эксперты, узнав цифры, ахнули – там находилась примерно одна десятая от того объема золота, которое должно было храниться в активах СССР. В неразберихе девяностых потонули расследования о пропаже «золота и миллиардов партии». Да и мало ли кто приложил руку к их судьбе... Мне представляется, что спектакль, разыгранный Горбачевым в Форосе с ГКЧП в 1991 году, был отчасти звеном в цепи хитроумных манипуляций, которые должны были заморочить голову общественности и скрыть истинных виновников того, почему страна, еще несколько лет назад жившая благополучно, теперь летела в пропасть…

Возможно, поэтому, Раиса Максимовна встретила «спасителя» Руцкого жалобным вопросом: «Вы приехали нас арестовать?»

А надо было! Вот простая табличка из Википедии.

Динамика макроэкономических показателей СССР во второй половине 1980-х годов Показатели 1985 год 1991 год

Золотой запас, тонн 2500 240

Внешний долг, млрд долл 31,3 70,3

Официальный курс рубля 0,64 90

Прирост экономики, % +2,3 -11

Разве этих цифр недостаточно для пожизненного срока?

Коммунизм исчез с карты мира, страна надолго погрузилась в хаос. Не будь рядом с Горбачевым его супруги, он не достиг бы таких высот в карьере. А если бы и оказался на верху, в одиночку не решился бы сломать хребет стране, давшей ему то, о чем помощник комбайнера не мог и мечтать.