Конечно, в предыдущей записи была дана, в некотором смысле, идеальная форма включения Теосфер в общую связную Формацию. Однако, здесь придется обратить внимание на то, как происходит умаление личностных влечений Теосфер, во благо сохранения исключительно нравственных принципов во взаимных отношениях.
И вот для данного анализа, лучше всего подходят психоаналитические понятия, которые позволяют выйти из сферы неоднозначных, символических обозначений и перебросить мостик в область познания, достаточно хорошо знакомую нашим чувственным ощущениям.
В записях, под общим названием "Сознание", я не раз проводил аналогию между понятием личностной свободы и тем многообразием влечений, которыми обладает каждый мыслящий индивид. При этом взял за основу фрейдовскую концепцию трехкомпонентной модели личности, на основании которой обозначил различные количественные концентрации и формы взаимодействий между первичными элементами из групп КЭnА, КЭnД и КЭnH(p) как Я, ОНО, Я – идеал. Конечно, такая модель, как у Фрейда, так и у меня, носит чисто умозрительный, спекулятивный характер, но интересно общее сходство подходов, говорящих в пользу такой схемы. Так, как и Фрейд, я исхожу из дифференциации первичных элементов по слоям и возникновение, в связи с этим, определенных особенностей комплексного, «портретного» отображения возмущений, что создает самобытную психическую реальность.
Отметим, что модельные представления только тогда имеют прикладное значение, когда их применение не связано с областью существования или с качественными характеристиками субъекта. Только в этом случае они могут помочь объективизировать любые формы активности субъекта, в каком бы качестве и в какой бы области он не существовал. Т.е. модельное представление любой личности как многокомпонентной структуры (не обязательно трехкомпонентной) можно взять за основу при описании психологических процессов у любого индивида.
Тогда, у произвольной Теосферы, в начале, следует выделить такую компоненту как Я – идеал, которая осуществляет проекцию Воли всей Формации на внешнюю оболочку. Данная компонента задает такие императивы поведения, которые требуют установления исключительно нравственных принципов при любой внешней активности.
Следующая компонента это Я, которая осуществляет сравнительный анализ между внешними и внутренними процессами, идущими, как внутри Теосферы, так и за её пределами. Эта компонента бдительно следит за тем, что происходит в сознании Теосферы и фактически задает параметры её внешней активности. При этом не следует забывать, что такого рода слежение и контроль, также предполагает понимание Теосферой какие процессы идут в глубинах её личностного сознания, какие факторы определяют различного рода побуждения, желания, стимулы к действию.
Очевидно, что в этой дифференциации будет неизбежно присутствовать и такая компонента как ОНО, которая и задает, указанное выше, многообразие побуждений и различного рода желаний.
В тоже время, если следовать фрейдовским умозаключениям, то самосохранение, как своей Личности, так и её элементной конфигурации, является одним из основополагающих принципов, регулирующих внутреннюю и внешнюю активность Теосферы. Соответственно, должна существовать определенная блокировка части влечений, генерируемых ОНО, которые не соответствуют данному принципу. Тем не менее, эти влечения сохраняют свою активность во внутренних областях Теосферы. И если не находятся путей как-то направить такие подавленные влечения в область конструктивной внешней деятельности, то они могут «разряжается в извращенной форме, как бы застревая в органах, которые начинают работать ненормально». Другими словами, такие процессы могут способствовать изменению психического состояния Теосферы, видоизменению её Личности, вплоть до разрушения. Такое критичное влияние не только ОНО, но и произвольной психической «инстанции» на процессы отбора и регулирования разнообразных внутренних влечений требует формирования ещё одной компоненты в дифференцированной структуре Личности, которую можно назвать Цензором.
Тогда, если продолжать анализ дифференциации Личности у Теосфер, то её следует обозначать уже как четырехкомпонентную структуру, состоящую из - Я, Я – идеала, ОНО, Цензора.
В таком представлении, Цензор играет роль не только центра, где сталкиваются «желаемые» и «должные» действия, где конфликтные ситуации могут достигать различной степени драматизма, но и регулятором различного рода влечений и действий, и такое их перенаправление, которое обеспечивает, как целостность Личности, так и следование нравственным идеалам всей Формации. И здесь мы особо обратим внимание на одно из «желаемых» требований, которое всегда будет функционально присутствовать в Цензоре – это самосохранение Теосферы и как Личности и как целостного формообразующего объекта. Такое внимание именно к этой обязательной форме реализации принципа самосохранения, связано с тем, что сами Теосферы являются своеобразной Формацией, только уже Ноосфер, которые находятся в непрерывном взаимодействии между собой. И это взаимодействие также можно отобразить в виде формирования своей внутренней Воли. С другой стороны, как выше указано, Теосферы не являются изолированными Сущностями, а находятся в непрерывном взаимодействии с другими Теосферами в их общей Формации. И это взаимодействие можно отобразить в виде внешнего влияния обобщенной Воли всех остальных Теосфер, на характер внешней активности отдельной Теосферы. В этой связи, процесс приведение личностной Воли Теосферы в соответствие с Волей всей Формации, как раз и следует понимать как добровольное самоограничение своей свободы.
Но как это будет влиять на внутренние структуры Теосферы? Если исходить из фрейдовских умозаключений, то это влияние, в концентрированном виде, будет происходить в некоторой дополнительной компоненте психического аппарата Теосферы, которую, в согласии с психоанализом, назовем супер-эго. В результате общую модельную интерпретацию Личности Теосферы следует обозначать уже как пятикомпонентную структуру - Я – идеал, супер-эго, Я, Цензор, Оно.
Попытаемся как-то определить психофизическое назначение каждой из этих компонент.
Компонента ОНО, как некоторая самостоятельная структура, понимается в виде сообщества Ноосфер, являющегося главной основой внутреннего многообразия Теосферы. В тоже время, Ноосферы, как индивидуальные Личности, обладают своим набором влечений, стимулов, инстинктов, естественных потребностей. В этом смысле, ОНО трактуется как резервуар большого количества самых разнообразных влечений.
Компонента Я, в которой собственно и происходит личностная идентификация индивидуума. Данная компонента, с одной стороны, имеет пространственное расположение, как некоторое поверхностное образование, окружающее ОНО, с другой стороны, не обладает резкой границей и имеет тенденцию сливаться с этой субстанцией. Тогда, так как ОНО это многообразие Ноосфер, поверхностный слой так же будет состоять в основном из Ноосфер. В этом поверхностном слое как раз и происходят столкновения между возмущениями, генерируемые ОНО, и различными внешними воздействиями. Такое граничное расположение провоцирует создание определенной функциональной индивидуальности этого слоя, как передовой структуры, противостоящей внешним влияниям. Как результат, в адаптивном аппарате этого слоя начинает господствовать принцип реальности, основанный на установлении баланса между внешними воздействиями и наборами различных влечений, генерируемых ОНО.
Если обратится к фрейдовским понятиям, то Я (эго) следуя принципу реальности, вырабатывает ряд адаптационных механизмов приспособления к требованиям внешней среды. Таким образом, Эго осуществляет функцию посредника между стимулами, идущими как из внешней среды, так и из глубин организма. При этом посредника активного, вырабатывающего компенсационные возбуждения, определяющие дальнейший тип функциональной активности организма. К такой его функциональной активности относятся, в том числе, самосохранение организма, накапливание в памяти наиболее эффективных процессов адаптации, нейтрализация угрожающий воздействий.
Отметим, что такое адаптационное балансирование, между различными видами взаимодействий, будет индивидуальным у каждой Теосферы и определять некоторый типаж поведения, который обычно называют характером. А если далее развивать понимание таких процессов в терминах социально-философского мышления, то такую форму балансирования можно обозначить и как начальную форму возникновение чувства справедливости; т.е. насколько справедливы внешние императивы, которые приводят к ограничению влечений индивидуума.
Таким образом, то, что мы привыкли называть сознанием, определяется характером восприятия и ощущения процессов, происходящих как во внутренних областях организма, так и во внешней среде. При этом возникает и личностная идентификация организма, как Я, в основе которой лежат определенные индивидуальные адаптационные механизмы. Собственно все эти специфические процессы и позволяют компоненту Я, как индивидуальную идентификацию организма среди всего внешнего многообразия, назвать олицетворением разума и рассудительности.
Компонента супер-эго, эта такая часть психического аппарата, которая целиком определяется формой структурных взаимосвязей, возникших в результате отбора оптимальных форм взаимодействия между Ноосферами. Ранее было отмечено, что понятие Идеальная Теосфера, основано на том, что во взаимных отношениях между Теосферами доминируют нравственные принципы. А это, в свою очередь влияет и на форму их внутренних связных состояний. Поэтому, не трудно предположить, что и в связных соотношениях между Ноосферами нравственные принципы должны занимать главенствующее место. Таким образом, такая компонента психического аппарата Теосферы как ОНО, определяется наличием двух типов функциональных состояний. С одной стороны это самый разнообразный набор всех возможных влечений, стимулов, инстинктов, естественных потребностей, с другой стороны этот набор ограничен в своей реализации такой формой связных состояний, которые препятствуют проявлению влечений, не согласующихся с нравственными принципами. При этом, это сопротивление не сосредоточено в адаптационном аппарате какой-либо отдельной Ноосферы, а распределено по всему объему ОНО и обеспечивается формой связных состояний всех Ноосфер. Таким образом, такую компоненту как супер-эго невозможно соотнести с каким либо отдельным пространственным слоем Ноосфер, а следует воспринимать как весь комплекс связных состояний всех Ноосфер.
В результате компоненту супер-эго следует определять как распределенную структуру, действующую во всем объеме ОНО, как продукт влияния всех Ноосфер. И здесь следует отметить, что такая форма описания супер-эго, как распределенной структуры, хорошо согласуется с таким математическим понятием как топология пространства.
Вкратце, топологические свойства пространства не предусматривают рассмотрение метрических свойств объекта, а концентрируются исключительно на неизменности определенных соотношений между объектами, такими как связность, ориентируемость, компактность. Если остановить внимание исключительно на сохранении определенного типа связности между различными объектами, то с топологической точки зрения это можно трактовать как образование нематериального скалярного поля в некотором объеме пространства.
Тогда, наряду с разнообразными влечениями генерируемые ОНО, в нем действует нематериальное поле, которое определяется определенным устойчивым видом связности между Ноосферами. Ну а если перейти на чувственную интерпретацию ограничений, которое накладывает это поле на такие влечения Ноосфер, которые не согласуются с характером установившихся взаимосвязей, то супер-эго, как словесное определение нематериального поля, можно соотнести с источником духовных чувств, контролирующим и наказующим агентом. А из богословской литературы следует, что такими качествами может обладать только духовная сущность индивида. Поэтому есть все основания предположить, что именно различные топологические свойства пространств, дают основание адептам мистического мировосприятия «одухотворять», окружающий нас мир.
Но здесь будем придерживаться исключительно методов рационального осмысления, так как только такой подход может перевести иррациональные понятия в адекватную человеческим чувствам картину реального мира. Поэтому, используя психоаналитическую терминологию, влияние супер-эго на сознательные процессы можно определить так - если компонента Я принимает решение или совершает действие в угоду индивидуальных влечений отдельных Ноосфер, не согласующихся с нравственными принципами, установленными супер-эго, то сознание, в лице Я, испытывает наказание в виде укоров совести или чувства вины. Обобщая такую форму взаимодействия можно также сказать, что таким образом проявляются характеристики индивидуальной Воли Теосферы.
Компонента Я – идеал, является результатом той формы связных состояний, которая установилась между Теосферами. Тогда и эту структуру можно рассматривать с топологической точки зрения. Отсюда следует, что во всем объеме Формации, где распределены Теосферы, также действует своя топология, которую можно идентифицировать как своеобразное нематериальное поле. И как было отмечено ранее, функциональные отношения между Теосферами, при такой форме связности, которая установилась в Формации, соответствует исключительно высоким нравственным понятиям и моральным нормам. Тогда это нематериальное поле, как своеобразную субстанцию, можно определить как Источник моральных чувств и нравственных идеалов, властвующих в Формации. Вот этот Источник и является основой формирования такой компоненты как Я – идеал.
Если попытаться определить пространственное расположение Источника, то его следует воспринимать только как распределенную структуру, действующую по всему объему Формации. Вместе с тем, такое понимание структуры Источника, говорит о том, что она неизбежно будет соприкасаться с поверхностными слоями каждой Теосферы. Тогда, вполне логично, можно говорить, что всеобщая связность Теосфер в Формации, проявляется в виде некоторой обобщенной Воли, влияющей на характер внешней активности каждой отдельной Теосферы. И этот волевой императив, осуществляет своеобразную интроекцию общих моральных и нравственных принципов, действующих в Формации, в поверхностную структуру каждой Теосферы. Собственно именно такая форма влияния, создает единую для всех Теосфер дополнительную форму восприятия внешнего мира как существование всеобщей благости, что и будет отражаться в компоненте Я – идеал. Как итог, компонента Я – идеал начнет транслировать внешнее системное влияние всей Формации как данность, к которой необходимо приспособить личностную Волю, каждой отдельной Теосферы.
Компонента Цензор, это такая структура, которая осуществляет общий контроль над сознательными процессами, не концентрируется на каких-либо отдельных проявлениях возникающих влечений, а создает некоторый ограничитель, препятствующий возникновению негативных тенденций в сознательном аппарате. Понять, как можно конкретизировать функциональное действие этой компоненты, как раз и помогает топологическая форма описания свойств непрерывности пространства. Выше уже было упомянуто, что определенный уровень установившихся связностей с топологической точки зрения можно определить как существование нематериального поля. Таким образом, в пространстве состояний Формации мы имеем одну общую топологию самой Формации и множественное количество индивидуальных топологий Теосфер. При таком понимании общей топологической структуры Формации в ней неизбежно возникают граничные области, где происходят столкновения двух разных топологий и, как было сказано выше, пространственное расположение этих областей должно находиться в поверхностных слоях Теосферы. Однако, если исходить из топологического описания свойств пространства, то связности не имеют своего материального воплощения, а определяет определенный набор императивов зафиксированный в данном пространстве.
Собственно именно такой отрыв данного понятия от каких-либо отдельных материальных воплощений и дает основу трактовать наличие связностей как некоторый вид нематериального поля. В этом случае и столкновение двух топологий следует определять как взаимодействие двух нематериальных полей. Математический формализм показывает, что в точках встречи областей с различным типом нематериального скалярного поля могут образовываться стабильные топологические дефекты: линейные протяженные объекты, двумерные мембраны и т.д. Возникает вопрос: - как могут проявляться такие образования в материальном пространстве?
Ответом на этот вопрос служат результаты аналитических исследований в статье [9], где показано как нематериальные взаимодействия проявляются в окружающем на мире. Здесь не будем подробно рассматривать материал данной статьи, отметим только, что главным следствием топологических взаимодействий является образование таких абстрактных объектов, как двумерные мембраны. При этом, в нашем чувственном восприятии они представляются в виде материальной поверхности. И в зависимости от того, какие топологии сталкиваются между собой, то граничный слой таких взаимодействий воспринимается чувствами в виде физических особенностей этой поверхности: - твердая, мягкая, прозрачная, блестящая и т.д.
Теперь, возвращаясь к нашему анализу сущности компоненты Цензор, в рациональной интерпретации её можно представит как область столкновения двух топологий, с образованием материального доменного дефекта, который располагается в поверхностном слое Теосферы. И это не просто область столкновения двух связностей, это и область их согласования, попытка совместить их различные параметры. Такой процесс, совмещения двух типов связностей нельзя назвать ни как иначе, как только своеобразным процессом регулирования, приведения одних параметров в соответствии с другими. А так как установившийся тип связностей в Формации энергетически более мощный, по сравнению с энергетикой связностей у Теосфер, то конечно Воля Формации будет иметь преимущественное значение. Отсюда следует, что Воля Формации будет активно участвовать в формировании сознательных процессов у Теосферы. А если исходить из тех нравственных принципов, которые лежат в основе императивов Воли, то её влияние на сознание Теосфер может восприниматься последними как существование некоторой идеальной высшей Сущности, Воли, Разума, Личности.
При этом отметим, что нельзя воспринимать воплощение Цензора в поверхностных слоях Теосферы как некоторый материальный «осадок», непосредственно влияющий на сознательные процессы, идущие в этих слоях. Скорее всего, эту компоненту можно сравнивать со своего рода полевыми аффектами, способными обуздать различные негативные тенденции, возникающие в психическом аппарате Теосферы. И чем сложнее внутренняя структура Теосферы, чем более разнообразны возникающие в ней связности, тем более сложной будет и структура этих аффектов. Поэтому влияние Цензора на сознание нельзя ассоциировать с некоторой постоянно действующей довлеющей силой, а можно интерпретировать как своеобразные всплески образов, нравственных, моральных, эстетических предпочтений.
Список литературы
9. Орлов Е А, Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире 1 70 (29 сентября 2017)
(Продолжение следует)