Привет тебе, мой уважаемый читатель!
В конце прошлого года ваш покорный слуга совершил на пару с другом небольшой трип по просторам нашей необъятной, итоговой целью которого было посещение Нижнего Новгорода.
НиНо произвёл неоднозначное впечатление: готовясь к своему 800-летию, он, тем не менее, зачастую встречал нас без портков, но в шляпе. Как-нибудь обязательно расскажу поподробнее о своих приключениях в нем, но если очень кратко, то город скорее зашел, чем нет.
Наш путь домой в родной Петербург проходил через федеральную трассу М-7, она же " Волга". Особенность этой трассы в том, что она идет через множество небольших населенных пунктов, прибившихся к ней, поэтому значительная часть поездки проходит в режиме 90-60-90. Ну прямо идеальные параметры (на самом деле нет)!
За годы странствий по дребеням Тверской, Новгородской и Псковской областей я стал настоящим стрелянным воробьём, который повидал немало разрухи – отчеты из таких поездок составляют львиную долю на моем канале.
Но даже меня смогли впечатлить некоторые населенные пункты Владимирской области. Например, об одном из таких я писал вот в этой статье – переходите по ссылке, кто пропустил
👉 Собинка - городок, который не смог
Уже ближе к вечеру свет фар моей четырехколесной «ласточки» выхватил из сгущающихся сумерек дорожный знак, сообщающий, что мы въезжаем в город Лакинск. Снова сбрасываем скорость до 60 км/ч и разглядываем уставшие низкоэтажные кирпичные домики, хрущёвки и покосившиеся избушки очередного унылого страдальца, оказавшегося на обочине в буквальном смысле слова. В памяти вдруг резко что-то шевельнулось, потому что название показалось мне ужасно знакомым – где-то я его не так давно слышал.
Ну конечно!
Одна из моих знакомых исследовательниц забросов по имени Лана Сатор была здесь и забралась в какую-то огромную заброшенную фабрику. Внутри она нашла помимо разграбленных и опустевших цехов еще и остатки советских мозаик.
И я, как искренний почитатель этого вида прикладного искусства, решил, что пока совсем не стемнело, нам стоит попытаться тоже окучить этот беспризорный объект.
Оказалось, что фабрика располагается практически на выезде из города, и благодаря внушительным размерам, найти ее не составило большого труда. Силуэт огромного и мрачного здания виднелся еще издалека, напоминая средневековый замок. Конечно, исследовать такую громадину целиком мы и не надеялись изначально, поэтому призывали госпожу Удачу ниспослать нам парочку ништяков сразу где-нибудь на бывшей проходной.
Итак, с чем же нам предстояло иметь дело:
В середине XIX века крестьянин Родион Бажанов открыл в селе Ставрово небольшую бумаготкацкую фабрику. Спустя двадцать лет на фабрике работали 1200 человек, объем производства оценивался уже в 700 тысяч рублей в год.
Для дальнейшего развития семейного бизнеса Бажановы (у руля фабрики были в то время внуки Родиона) решили перевести фабрику из Ставрова в Ундол - там рядом была железнодорожная станция. В декабре 1888 года во Владимирское губернское правление поступило прошение от правления Товарищества Ставровской мануфактуры о разрешении построить ткацкую фабрику на собственной земле близ станции Ундол.
24 ноября 1890 года Владимирский уездный исправник рапортовал: «Ткацкая фабрика Товарищества Ставровской мануфактуры Родиона Бажанова при селе Ставрове 20 ноября закрыта навсегда и рабочие распущены, станки и прочие принадлежности переводятся на вновь устроенную таковую же фабрику того же Товарищества при селе Ундол». Уже 10 декабря фабрика в Ундоле работала на полную мощность.
https://vedom.ru/
Чтобы у читателя не возникла путаница, сообщу, что село как и фабрика в 1922 году были переименованы в честь большевистского агитатора М.И. Лакина, убитого в Удоле в 1905 году черносотенцами за пропаганду среди рабочих
Для села фабрика стала настоящим градообразующим предприятием – было построено жилье для рабочих, школа, больница и клуб. По мере роста производства разрасталось и село, получив сначала статус рабочего поселка, а затем и города. На пике своих мощностей на фабрике трудились 4000 рабочих – в Лакинске не было ни одной семьи, которая так или иначе не была бы связана с текстильным производством. Продукция со свистом разлеталась по Советскому Союзу, но потом пришли 90-е годы…
Новые эффективные менеджеры, пришедшие на смену советским руководителя, начали активно осваивать бюджет, накапливая долги перед поставщиками и работниками. Фабрика продавалась, выкупалась, но итог каждый раз был один и тот же – новое банкротство и выросший на пару десятков миллионов долг. Закончилась агония лишь в 2017 году – для погашения долгов продали последние станки.
Я конечно не все одобряю, что творилось в Советском союзе, но то, что были свои предприятия, обеспечивающие людей рабочими местами, это несомненный плюс.
Сейчас же у среднестатистического жителя Лакинска на выбор два варианта – либо ехать в столицу за сотни километров в поисках достойной работы, либо пить горькую. И это, уверен, актуально для большей части нашей страны!
Ну а мы, побродив по территории, нашли наконец-то лаз, через который можно попасть внутрь цехов. Увиденное нас разочаровало – голые ободранные стены, невыносимая сырость и почти непроглядная тьма. Двигаться приходилось почти наощупь, подсвечивая путь тусклым светом фонариков на мобильниках.
Перспектива наступить на гвоздь или свалиться в какую-нибудь дыру совсем не улыбалась, поэтому мы решили выбраться на свежий воздух и продолжить путь домой.
Ну а чтоб вы все же имели представление о масштабе бардака, царящего внутри, я покажу фотографии из отчета, уже упоминаемой выше Ланы Сатор.
Возможно, когда поеду в Казань и снова буду проезжать через Лакинск, я все же "добью" этот объект и отсниму в свой архив картинок. Если фабрику, конечно, к тому времени не снесут и не построят на её месте очередной жилой комплекс.