Найти тему
Разноцветные грани

Игорь Грабарь. Личная жизнь в картинах

В марте исполнилось 150 лет со дня рождения Игоря Эммануиловича Грабаря — российского и советского художника, искусствоведа, реставратора, просветителя, педагога и музейного деятеля, попечителя Третьяковской галереи. Даже далёким от искусства людям хорошо знакома его картина "Февральская лазурь" — её репродукция печаталась в различных школьных учебниках и хрестоматиях.

И.Э. Грабарь. Февральская лазурь. 1904 г. Холст, масло. 84.8 х 142.6 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
И.Э. Грабарь. Февральская лазурь. 1904 г. Холст, масло. 84.8 х 142.6 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Почтовый блок, выпущенный Почтой России в 2021 г. к 150-летию И.Э. Грабаря
Почтовый блок, выпущенный Почтой России в 2021 г. к 150-летию И.Э. Грабаря

О профессиональной деятельности Игоря Грабаря известно много, а вот подробности личной жизни до сих пор покрыты тайной.

В 2018 году в Москве, в музее русского импрессионизма проводилась выставка "Жёны", посвящённая спутницам жизни известных русских художников. Одно из центральных мест на этой выставке занимала картина И.Э. Грабаря "Васильки. Групповой портрет", написанная в 1914 году.

И.Э. Грабарь. Васильки. Групповой портрет. 1914 г. Холст, масло. 142,5 x 142,5 см. Арт-фонд Филатовых
И.Э. Грабарь. Васильки. Групповой портрет. 1914 г. Холст, масло. 142,5 x 142,5 см. Арт-фонд Филатовых

В каталоге выставки дано следующее описание картины:

Изображены Мария Михайловна Грабарь (урожд. Мещерина; 1893 - 1964), вторая жена художника, и Валентина Михайловна Грабарь (урожд. Мещерина; 1892 - 1959) — первая жена художника (с 1913 г.). Валентина и Мария были племянницами художника Николая Васильевича Мещерина. Валентина Михайловна — искусствовед, служила во Всесоюзном обществе культурных связей с заграницей.

Картина написана в имении Дугино под Москвой, где художник и познакомился с сёстрами Мещериными. Там же была написана и "Февральская лазурь", и многие другие картины. Впервые Грабарь приехал в Дугино, имение своего друга живописца Николая Мещерина, в 1904 году — писать этюды. Собирался на неделю, а остался надолго. И после этого на протяжении тринадцати лет, до 1917 года, Грабарь часто бывал в Дугино.

В 1904 году Грабарь задумал написать пленэрный портрет юных сестёр Мещериных — рыжеволосой Вали и черноволосой Маши — под берёзами на фоне голубого неба на огромном холсте. Поначалу, когда художник только принялся за написание картины, погода ему благоприятствовала. Был прекрасный солнечный день, и фигуры девочек и их гувернантки-француженки (сидит на скамье) были написаны на фоне голубого неба, затянутого легкими облаками. Для того, чтобы показать это небо, Грабарь решил писать с земли. Он вырыл глубокую траншею, в которой мог свободно расположиться стоя вместе с мольбертом. Но вскоре начались дожди, затянувшиеся до середины сентября. И в конце концов художнику пришлось отложить работу до следующего года. Однако ему так и не удалось закончить картину. Еще через год юные девочки Мещерины стали прекрасными барышнями, и, как писал Грабарь, «композиция потеряла свой смысл». В итоге эта картина так и осталась в виде крупного эскиза.

И.Э. Грабарь. Под берёзами. Этюд. 1904 г. Холст, масло. 58,1 x 44.7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
И.Э. Грабарь. Под берёзами. Этюд. 1904 г. Холст, масло. 58,1 x 44.7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В следующем, 1905-ом, году Грабарь изобразил Валентину на картине "За самоваром".

И.Э. Грабарь. За самоваром. 1905 г. Холст, масло. 80 x 80 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
И.Э. Грабарь. За самоваром. 1905 г. Холст, масло. 80 x 80 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Шли годы, Валентина из девочки превратилась в прекрасную девушку, и её тициановские волосы начали не на шутку волновать сердце не юного уже Игоря Грабаря. Он сделал Валентине предложение, и в 1913 году они поженились. Невесте было 20 лет, жениху — 42 года.

Грабарь писал матери:

«Дорогая моя мамочка, могу тебе сообщить весьма необыкновенную и даже просто невероятную новость: я женюсь! Чудесная девушка, очень славная, добрая, умная и талантливая, и любит меня очень, как и я ее. На Красной горке обвенчаемся здесь, в Дугине, то есть в церкви соседнего села.»

На двойном портрете сестёр "Васильки" изображена уже замужняя Валентина — на её руке можно заметить обручальное кольцо.

Автопортрет с женой был написан в 1923 году, через десять лет после свадьбы.

И.Э. Грабарь. Автопортрет с женой. 1923 г. Новокузнецкий художественный музей
И.Э. Грабарь. Автопортрет с женой. 1923 г. Новокузнецкий художественный музей

Ниже представлены ещё три написанных Грабарём портрета его первой жены Валентины.

И.Э. Грабарь. Портрет жены художника. 1927 г. Холст, масло. 122х95 см. Симферопольский художественный музей
И.Э. Грабарь. Портрет жены художника. 1927 г. Холст, масло. 122х95 см. Симферопольский художественный музей

«Портрет жены художника» был создан недалеко от Ялты в поселке Магарач (в настоящее время — Отрадное) в конце лета—начале осени 1927 года. В книге «Моя жизнь. Автомонография» Игорь Эммануилович Грабарь поделился воспоминаниями о том, как он создавал картину. Художник рассказал, что приехал в Крым в начале августа вслед за своей семьей. Из окон дачи, где они снимали жилье, открывался прекрасный вид на Ялту и гору Ай-Петри, которую он неоднократно пытался написать, но, по словам живописца, картина никак не получалась.

Поэтому он начал писать портрет жены, стоящей в саду в тени ветвистого дуба у сервированного стола. Полотно практически было закончено, но в ту ночь началось землетрясение, и работу пришлось отложить. Когда все стихло, живописец продолжил писать портрет, но жена всё ещё не могла придти в себя от пережитого потрясения и работа не давалась: "позировать надо было с улыбкой, а какая уж улыбка, когда толчки все время продолжались". Тем не менее, полотно было закончено, и теперь его можно увидеть в Симферопольском художественном музее.

За чтением. Портрет В.М.Грабарь, жены художника. 1928 г. Холст,масло. 64.7x79.4 см. Частное собрание
За чтением. Портрет В.М.Грабарь, жены художника. 1928 г. Холст,масло. 64.7x79.4 см. Частное собрание
Портрет Валентины Михайловны Грабарь, жены художника. 1931 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Валентины Михайловны Грабарь, жены художника. 1931 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

А вот один из автопортретов Игоря Эммануиловича, написанный во время совместной жизни с Валентиной. Художник выглядит счастливым.

И.Э. Грабарь. Автопортрет в шляпе. 1921 г. Картон, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
И.Э. Грабарь. Автопортрет в шляпе. 1921 г. Картон, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

У Игоря и Валентины родились двое детей — дочь Ольга в 1922-ом и сын Мстислав в 1925-ом.

И.Э. Грабарь. Зимой. Портрет О.И.Грабарь, дочери художника. 1934 г.
И.Э. Грабарь. Зимой. Портрет О.И.Грабарь, дочери художника. 1934 г.
И.Э. Грабарь. Портрет М.И. Грабаря, сына художника. 1935 г.
И.Э. Грабарь. Портрет М.И. Грабаря, сына художника. 1935 г.
И.Э. Грабарь. Портрет дочери. 1938 г.
И.Э. Грабарь. Портрет дочери. 1938 г.

Дом Грабарей был полная чаша, казалось бы, жить им да радоваться, но семью настигло несчастье. Валентина начала терять рассудок, у нее обнаружили тяжелое гормональное заболевание. Лечение в клинике для партработников не дало результатов: Валентина вернулась в семью совсем другим человеком. Не было в ней уже ни жизнелюбия, ни энергии.
А дальше разные источники дают разные сведения. В одних говорится, что она ушла от мужа и даже делаются попытки объяснить этот уход тем, что из-за загруженности официальными делами Игорь Эммануилович не уделял семье внимания. В других источниках пишут, что Валентина просто исчезла, а попытки найти её ни к чему не привели. Трудно судить, какая из версий является верной. Но Википедия сообщает, что Валентина Михайловна умерла в 1959 году.

Как бы там ни было, но после ухода из семьи Валентины заботу об Игоре Эммануиловиче и его детях взяла на себя Мария — сестра Валентины, ставшая впоследствии его второй женой.

И.Э. Грабарь. Портрет М.М. Мещериной. 1931 г. Холст, масло. 77 x 82 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
И.Э. Грабарь. Портрет М.М. Мещериной. 1931 г. Холст, масло. 77 x 82 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
И.Э. Грабарь. Портрет М.М. Мещериной-Грабарь
И.Э. Грабарь. Портрет М.М. Мещериной-Грабарь

Не знаю, когда был написан этот портрет Марии — до того как она стала женой художника или после — найденные сведения противоречивы. Если верить Интернету, то портрет этот хранится в Ужгороде. В этом же городе, в Закарпатском областном художественном музее имени Иосифа Бокшая можно увидеть написанный в 1952 году автопортрет Игоря Грабаря.

И.Э. Грабарь. Автопортрет. 1952 г. Холст, масло. 67 x 50 см
И.Э. Грабарь. Автопортрет. 1952 г. Холст, масло. 67 x 50 см

Игорь Эммануилович умер в 1960-ом году, в возрасте 89 лет. Мария Михайловна Грабарь - Мещерина пережила его только на четыре года и умерла в 1964-ом. Вторая жена похоронена вместе с мужем и его сыном Мстиславом на Новодевичьем кладбище.

Могила Грабаря на Новодевичьем кладбище Москвы. Источник фото: Википедия
Могила Грабаря на Новодевичьем кладбище Москвы. Источник фото: Википедия