В марте исполнилось 150 лет со дня рождения Игоря Эммануиловича Грабаря — российского и советского художника, искусствоведа, реставратора, просветителя, педагога и музейного деятеля, попечителя Третьяковской галереи. Даже далёким от искусства людям хорошо знакома его картина "Февральская лазурь" — её репродукция печаталась в различных школьных учебниках и хрестоматиях.
О профессиональной деятельности Игоря Грабаря известно много, а вот подробности личной жизни до сих пор покрыты тайной.
В 2018 году в Москве, в музее русского импрессионизма проводилась выставка "Жёны", посвящённая спутницам жизни известных русских художников. Одно из центральных мест на этой выставке занимала картина И.Э. Грабаря "Васильки. Групповой портрет", написанная в 1914 году.
В каталоге выставки дано следующее описание картины:
Изображены Мария Михайловна Грабарь (урожд. Мещерина; 1893 - 1964), вторая жена художника, и Валентина Михайловна Грабарь (урожд. Мещерина; 1892 - 1959) — первая жена художника (с 1913 г.). Валентина и Мария были племянницами художника Николая Васильевича Мещерина. Валентина Михайловна — искусствовед, служила во Всесоюзном обществе культурных связей с заграницей.
Картина написана в имении Дугино под Москвой, где художник и познакомился с сёстрами Мещериными. Там же была написана и "Февральская лазурь", и многие другие картины. Впервые Грабарь приехал в Дугино, имение своего друга живописца Николая Мещерина, в 1904 году — писать этюды. Собирался на неделю, а остался надолго. И после этого на протяжении тринадцати лет, до 1917 года, Грабарь часто бывал в Дугино.
В 1904 году Грабарь задумал написать пленэрный портрет юных сестёр Мещериных — рыжеволосой Вали и черноволосой Маши — под берёзами на фоне голубого неба на огромном холсте. Поначалу, когда художник только принялся за написание картины, погода ему благоприятствовала. Был прекрасный солнечный день, и фигуры девочек и их гувернантки-француженки (сидит на скамье) были написаны на фоне голубого неба, затянутого легкими облаками. Для того, чтобы показать это небо, Грабарь решил писать с земли. Он вырыл глубокую траншею, в которой мог свободно расположиться стоя вместе с мольбертом. Но вскоре начались дожди, затянувшиеся до середины сентября. И в конце концов художнику пришлось отложить работу до следующего года. Однако ему так и не удалось закончить картину. Еще через год юные девочки Мещерины стали прекрасными барышнями, и, как писал Грабарь, «композиция потеряла свой смысл». В итоге эта картина так и осталась в виде крупного эскиза.
В следующем, 1905-ом, году Грабарь изобразил Валентину на картине "За самоваром".
Шли годы, Валентина из девочки превратилась в прекрасную девушку, и её тициановские волосы начали не на шутку волновать сердце не юного уже Игоря Грабаря. Он сделал Валентине предложение, и в 1913 году они поженились. Невесте было 20 лет, жениху — 42 года.
Грабарь писал матери:
«Дорогая моя мамочка, могу тебе сообщить весьма необыкновенную и даже просто невероятную новость: я женюсь! Чудесная девушка, очень славная, добрая, умная и талантливая, и любит меня очень, как и я ее. На Красной горке обвенчаемся здесь, в Дугине, то есть в церкви соседнего села.»
На двойном портрете сестёр "Васильки" изображена уже замужняя Валентина — на её руке можно заметить обручальное кольцо.
Автопортрет с женой был написан в 1923 году, через десять лет после свадьбы.
Ниже представлены ещё три написанных Грабарём портрета его первой жены Валентины.
«Портрет жены художника» был создан недалеко от Ялты в поселке Магарач (в настоящее время — Отрадное) в конце лета—начале осени 1927 года. В книге «Моя жизнь. Автомонография» Игорь Эммануилович Грабарь поделился воспоминаниями о том, как он создавал картину. Художник рассказал, что приехал в Крым в начале августа вслед за своей семьей. Из окон дачи, где они снимали жилье, открывался прекрасный вид на Ялту и гору Ай-Петри, которую он неоднократно пытался написать, но, по словам живописца, картина никак не получалась.
Поэтому он начал писать портрет жены, стоящей в саду в тени ветвистого дуба у сервированного стола. Полотно практически было закончено, но в ту ночь началось землетрясение, и работу пришлось отложить. Когда все стихло, живописец продолжил писать портрет, но жена всё ещё не могла придти в себя от пережитого потрясения и работа не давалась: "позировать надо было с улыбкой, а какая уж улыбка, когда толчки все время продолжались". Тем не менее, полотно было закончено, и теперь его можно увидеть в Симферопольском художественном музее.
А вот один из автопортретов Игоря Эммануиловича, написанный во время совместной жизни с Валентиной. Художник выглядит счастливым.
У Игоря и Валентины родились двое детей — дочь Ольга в 1922-ом и сын Мстислав в 1925-ом.
Дом Грабарей был полная чаша, казалось бы, жить им да радоваться, но семью настигло несчастье. Валентина начала терять рассудок, у нее обнаружили тяжелое гормональное заболевание. Лечение в клинике для партработников не дало результатов: Валентина вернулась в семью совсем другим человеком. Не было в ней уже ни жизнелюбия, ни энергии.
А дальше разные источники дают разные сведения. В одних говорится, что она ушла от мужа и даже делаются попытки объяснить этот уход тем, что из-за загруженности официальными делами Игорь Эммануилович не уделял семье внимания. В других источниках пишут, что Валентина просто исчезла, а попытки найти её ни к чему не привели. Трудно судить, какая из версий является верной. Но Википедия сообщает, что Валентина Михайловна умерла в 1959 году.
Как бы там ни было, но после ухода из семьи Валентины заботу об Игоре Эммануиловиче и его детях взяла на себя Мария — сестра Валентины, ставшая впоследствии его второй женой.
Не знаю, когда был написан этот портрет Марии — до того как она стала женой художника или после — найденные сведения противоречивы. Если верить Интернету, то портрет этот хранится в Ужгороде. В этом же городе, в Закарпатском областном художественном музее имени Иосифа Бокшая можно увидеть написанный в 1952 году автопортрет Игоря Грабаря.
Игорь Эммануилович умер в 1960-ом году, в возрасте 89 лет. Мария Михайловна Грабарь - Мещерина пережила его только на четыре года и умерла в 1964-ом. Вторая жена похоронена вместе с мужем и его сыном Мстиславом на Новодевичьем кладбище.