Найти тему

Песнь Льда и Пламени. Пляска драконов – можно ли было ее избежать? Часть 3-я

487 прочитали

Согласно решению Великого совета 101 года (от Завоевания Эйегона) был принят закон, по которому наследники женского пола и потомки по женским линиям исключались из линии престолонаследия династии Таргариен.

Во-первых, этот закон интересен тем, что он единственный такого рода в Семи королевствах, за исключением дорнийского права первородства. Больше таких законов в мире Джорджа Мартина почему-то нет (хотя в них есть острая необходимость), все решается «на глазок» исходя из нужд сюжета, опять же только в Дорне все соблюдается так как установлено ранее.

А вот дальше уже начинаются странности, просто несовпадающие с логикой самого мира Игры престолов. Объяснить это, наверное, можно тем, что автор писал эти книги последними, но события предшествовали уже известным – пришлось подгонять и получилось не везде ловко.

Дейемон Таргариен.
Дейемон Таргариен.

Уже при следующем короле – Визерисе I, этот закон был с легкостью нарушен – король провозгласил наследницей свою дочь Рейниру в обход законного очевидного наследника – младшего брата Дейемона. Этот финт короля влечет за собой массу вопросов. Самое главное – а зачем вообще понадобилось собирать столь пафосный Совет, на который съехалось полкоролевства, если его решение отменили уже через 4 года? Получается, что он был просто бессмысленным, разве не мог король Джейхейрис и без этого Совета принять решение? Причем решение куда более логичное чем у Визериса, то есть кто будет королем – прямой внук Старого короля, сын его сына, или правнук Лейнор, который в первую очередь сын какого-то вассала. Да, именно «какого-то», так как Веларионы хоть и знатный род, в придачу валирийский, но есть еще как минимум 10 кланов знатнее и богаче, и они даже не относятся к Великим домам Вестеросса.

Забавно – получается, что закон одного короля можно просто проигнорировать после его смерти, как и решение всех лордов королевства – это все, дескать, ерунда. Но в том то и дело, что закон Джейхейриса был принят как раз для того, чтобы никто позднее не смог принимать конъюнктурные решения по своему желанию – для это законы и пишутся. Другая странность заключается в том, что Визерис как будто забыл, что отменяет постановление согласно которому он сам, лично и царствует. То есть если бы решение Совета было другим, Визерис стал бы … а вот это очень интересный вопрос кем бы он стал. Безземельным рыцарем знатного рода, наверное, причем без каких-либо мало-мальски выдающихся способностей.

Рейнира Таргариен
Рейнира Таргариен

И наконец, третья странность решения Визериса о назначении Рейниры наследницей – а в этом просто не было никакой необходимости. Кроме сюжетной и уж очень сильно Джордж Мартин притянул ее за уши. Король хоть и был уже вдовцом в 105 году, но ему еще не было и 30 лет, так какого же Иного он так торопился с назначением? Умирать на следующий день он явно не собирался, и у него была еще масса времени чтобы завести сыновей – они и появились целых трое, во втором браке.

Кстати, в реальной европейской истории есть немного похожий случай, также повлекший за собой череду гражданских войну в королевстве. В 1830 году, испанский король Фердинанд VII, издал так называемую прагматическую санкцию, согласно которой наследником Испании станет его еще не рожденный беременной королевой ребенок, невзирая на пол. Таким образом король лишал права наследования своего младшего брата Карла. Причины – король был уверен, что с воцарением его брата, ярого реакционера, в стране вспыхнет революция.

Фердинанд VII король Испании
Фердинанд VII король Испании

Вроде бы похоже, но… во-первых, Фердинанд был уже не молод - 46 лет, во-вторых, хоть у королевы и родилась девочка – ставшая потом королевой Изабеллой II, эта санкция не отменяла прав следующего ребенка короля, родись он мальчиком. Королем стал бы он, не взирая на то, что это второй ребенок. То есть закон был не «именной», касательно конкретного ребенка, а общий – наследником должен быть только ребенок короля, пусть девочка, но только в отсутствии мальчиков. Но у Фердинанда и вторым ребенком родилась тоже девочка. Так что наследования испанского престола по этой линии стало ясным, а вот младший брат Карл немедленно поднял восстание – первая из Карлистских войн.

Рейнира (слева) и королева Алисента Хайтауэр
Рейнира (слева) и королева Алисента Хайтауэр

Четвертая странность – принятое решение король уже по совершенно необъяснимым причинам отменять не стал, то есть отодвигал он от престола не буйного брата (в чем была хоть какая-то логика), а старшего сына, что уже не просто не стыковалось с решением Совета, а вообще не лезло ни в какие ворота. Ко всему прочему прибавился и вопрос происхождения трех старших сыновей Рейниры – по всеобщей уверенности они не были Веларионами, на что король отказывался обращать внимание, не взирая даже на их простецкую, а не валирийскую внешностью.

В итоге Танец Драконов не мог не случиться благодаря общим усилиям двух подряд королей, которые фактически готовили гражданскую войну на протяжении как 30 лет, начиная с выдачи Рейнис замуж за Корлиса Велариона. Да, еще одного короля вполне можно было прозвать даже не Безумным, а Сумасшедшим – Визериса I. А принц Дейемон, кстати, от всего этого в итоге выиграл - династию-то продолжили его сыновья, а дети Визериса погибли.

Часть 2-ая.

часть 1-ая.