Рассказ в двух частях. Часть 2. Окончание.
1-ю часть см. по этой дзен-гиперссылке.
***
– Да, ловко они нас обманули! – Алек выглядел озабоченным. – Такой вот сюрприз посередине материка… Половина земли коту под хвост…
– И главное, никаких претензий Бюро не предъявишь: они гарантировали лишь отсутствие чужого разума. А там не только разумных, никаких существ быть не может!
…В результате облёта и исследования территории, выяснилось, что единственный небольшой континент разделялся посередине узкой расщелиной-пропастью, на противоположной стороне которой простиралась каменистая безжизненная пустыня, без малейших признаков воды, растительной и животной жизни.
Нечего было даже и думать об освоении этого пространства, на что бы ушли все их ресурсы. И хотя пригодных земель без этого имелось предостаточно, они чувствовали себя ограбленными. Впрочем, расщелина надёжно разделяет два мира, и с той стороны опасности нет.
Они решили принять существование Каменной Территории как данность, которая хоть и бесполезна, но и вреда не приносит. Подключили роботов, задали программы. Строился дом, амбары, мастерские, распахивались поля. Алек и Лора целые дни проводили на поле и стройке, поэтому изменения за расщелиной сразу не заметили.
Ровная каменистая поверхность теперь дополнялась довольно уродливым образованием в виде неправильного эллипса на широких ногах-подпорках. Одного взгляда было достаточно, чтобы убедиться, что это металлическая конструкция явно искусственного происхождения.
***
– Да, здорово нас одурачили! – У Гэр выглядел озабоченным – Такой вот подарок – трещина посреди материка… Половина территории пропала!
– Главное, чтобы в этом мире не было разумных существ, как нам гарантировали. Других претензий им не предъявишь. А на этой Травяной Земле никакой жизни быть не может, не то, что разумной!
… В результате обследования их нового мира, выяснилось, что единственный небольшой континент разделялся посередине узкой расщелиной-пропастью, на противоположной стороне которой простиралась безжизненная пустыня с мягкой землёй, травой и деревьями без малейших признаков минеральной жизни.
Невозможно было даже предположить вероятность освоения этого пространства, что заняло бы все их ресурсы. Несмотря на то, что хорошей земли оставалось много, казалось, что их ограбили. Ну что ж, расщелина служит надёжной границей, и оттуда опасность не придёт.
Они постановили принять существование Травяной Земли, как данность, бесполезную, но не приносящую вреда. Настроили механизмы и манипуляторы, активировали обработку камней. Наслаждались пищей из натуральных минералов, и поэтому не сразу заметили изменения за расщелиной.
Вокруг полукруглой возвышенности, которую они приняли за естественную горку, теперь громоздилось несколько квадратных строений, а почва кругом была перерыта и лишена травы. Всё говорило о том, что это деяния чужого разума.
***
– Так что ты говорила? Никаких претензий мы предъявить не можем? Теперь-то об отсутствии претензий даже говорить смешно! Чужой агрессивный разум в двух шагах от нас! Они обязаны предоставить нам новую планету, перевезти туда всё хозяйство…
– А почему ты уверен, что этот разум агрессивный?
– А какой же ещё? Что-то у пришельцев засбоило, они приземлились на Каменной Территории, но целью-то у них была наша земля – плодородная, богатая, добротная. Ещё несколько дней, и они предъявят свои права, и что тогда нам делать, воевать?
– Милый, ну зачем воевать? Может, всё образуется?
– Что образуется? Они начнут выращивать пшеницу на своих камнях? Или пасти там скот? А может, с извинениями развернутся и улетят? Здесь сто процентов Бюро накосячило, не проверило всё как следует. Вот пусть теперь исправляют свои ошибки! Я сделал все фотографии, написал обращение. И только попробуют не ответить! Завтра сеанс связи, я вышлю им все материалы, пускай принимают меры, а не то…
– А не то что? – Лора печально посмотрела на мужа. – Ты заставишь их признать свою вину, заплатить нам компенсацию, перевезти на другую планету?
– Да, заставлю! У меня есть договор, а на Земле есть юристы, которые захотят прищемить Бюро и получить хороший доход и репутацию! Вот увидишь, мы устроим им весёлую жизнь!
***
– Так что ты говорила? Что-то о невозможности претензий? Теперь об этом и речи не идёт! Чужой агрессивный разум у нас под боком! Они обязаны переместить нас в новый мир, заплатить компенсацию…
– А почему ты уверен, что этот разум агрессивный?
– А какой же ещё? Что-то у них пошло не так, они приземлились на Травяной Земле, но целью-то у них была наша территория – перспективная, богатая, добротная. Ещё несколько циклов, и они объявят о своих правах, и придётся с ними воевать!
– Милый, ну зачем воевать? Может, всё образуется?
– Что образуется? Они смогут генерировать минералы на своей траве? Или там есть готовые камни? А может, с извинениями развернутся и улетят? Здесь явно Бюро накосячило, не провело глубокую проверку. Вот пускай исправляют теперь свои ошибки! Я всё зафиксировал на фото, составил заявление. И только попробуют не ответить! Завтра пройдёт волна связи, я отправлю все материалы, пускай принимают меры, иначе я…
– Что иначе ты? – И Ота печально смотрела на мужа. – Ты сможешь заставить их признать свой прокол, извиниться, перевезти нас в другой мир, заплатить компенсацию?
– Да, смогу! У нас подписанный договор, и на старой родине найдётся немало законоведов, которые с удовольствием заставят раскошелиться всю эту свору, создать им весёлую жизнь!
***
Две недели до следующего подключения интернета пошли спокойно. Роботы продолжали строительство, вспашку полей, всё – как обычно. За расщелиной тоже шла какая-то деятельность, возле большого эллипса появилось несколько мелких, они образовали кольцо на поверхности: там наблюдались вспышки, раздавался шум. Однако никто пока не пытался переходить естественную границу и отбивать у землян благословенную землю.
На удивление, в почте, которая пришла с ближайшим сеансом, был ответ от Бюро. Если отбросить юридические термины и прочие ухищрения, его смысл сводился к следующему: «Чужой разум не является изначально принадлежащим данной планете, так что условия договора со стороны Бюро соблюдены. Желаем успехов в освоении планеты!»
Алек был вне себя. Он ругался, сквернословил, бегал по комнате, отшвыривая вещи по сторонам. Потом устало сел на стул и посмотрел на жену затравленным взглядом.
– И что теперь? Война?
– Послушай, Алек! Только попробуй меня понять. Смотри, прошло две недели, пока мы ждали ответа. За это время те не предприняли никаких враждебных действий. Они что-то там сооружают, занимаются какой-то деятельностью. Может, они и не собираются на нас нападать?
– А что они собираются? Что можно вырастить на этих голых камнях? Может, они сооружают как раз мощное оружие против нас?
– Это не оружие… – её голос звучал уверенно.
– Почему ты так решила?
– Вижу. Я не чувствую никакой угрозы от этих камней. Если бы там было что-то опасное, я бы почувствовала сразу!
– С каких пор ты стала такой чувствительной? – язвительно спросил Алек.
– С тех самых. С которых каждая женщина становится очень чувствительной к любой угрозе! Я беременна, милый, уже второй месяц…
– О, какая новость! Это замечательно, я очень рад… Но как же мы теперь будем… Что нам делать? Ведь опасность…
– Нет там никакой опасности, поверь мне. Я хочу попробовать одну штуку, мне нужен робот, который соорудит экран и киноустановку, обычный формат не подходит, нужен именно большой экран.
– Что ты задумала?
– Я сделала небольшой фильм. О Земле, о нас с тобой, о нашем будущем малыше, о пшенице, которую мы выращиваем, о мирной, спокойной жизни на поверхности планеты, а не в клетке высоченных этажей. Я не знаю, смогут ли они нас понять, но мы попытаемся. Пожалуйста, разреши мне попробовать! Ведь хуже не будет!
– Пробуй, если тебе так хочется. Но я не верю в эту авантюру!
***
Время до следующей волны прошло спокойно. Вокруг корабля строились генераторы, шипели вспышками преобразователи энергии, большие скалы дробились, превращаясь в живительные минералы. За расщелиной тоже шла какая-то деятельность: исчезала трава, появлялись другие растения – одинаковые, тёмно-жёлтые. Однако никто пока не собирался переходить естественную границу и забирать у них благословенную землю.
К их удивлению, волна связи вскоре принесла ответ от Бюро. Если перевести на нормальный язык все бюрократические выверты, то смысл его был понятен: «Чужой разум не является изначально принадлежащим данной планете, так что условия договора со стороны Бюро соблюдены. Желаем успехов в освоении планеты!»
У Гэр был вне себя. Его тело сотрясали волны, он громко ругался, перемещаясь по их просторной ячейке. Потом устало совместился с сиденьем и посмотрел на жену затравленным взглядом.
– И что теперь? Война?
– Послушай, У Гэр! И постарайся меня понять. Прошло полсектора, пока мы ждали ответа. За это время обитатели Травяной Земли не предприняли никаких враждебных действий. Они строят свои какие-то сооружения, меняют покров почвы. Может, они и не собираются на нас нападать?
– А что они собираются? Что можно извлечь из мягкой травянистой почвы? Может то, что они делают, является мощным оружием против нас?
– Это не оружие… - её голос звучал уверенно.
– Почему ты так решила?
– Знаю. Там нет никакой опасности, я чувствую. И если была бы – тоже почувствовала!
– С каких пор ты стала такой чувствительной? – язвительно спросил У Гэр.
– С тех самых. С которых каждая женщина становится очень чувствительной к любой угрозе! Во мне зародилась новая жизнь, уже второй сектор…
– Вот это да! Просто замечательно, я ужасно рад… Только как же мы теперь… Такая опасность… Что же будет?
– Ничего не будет. Ничего плохого, поверь мне. Я тут сделала одну вещь, только не знаю, как её применить. Мне нужен генератор волнового поля, достаточно большой, чтобы это поле увидели с той стороны.
– И что это будет?
– Это коротенький фильм. О нашей Родине, о нас с тобой, о нашем будущем малыше, о минералах, которые мы добываем, о простой мирной жизни на поверхности планеты, а не в норе глубочайших уровней. Я не знаю, смогут ли они нас понять, но мы попытаемся. Пожалуйста, разреши мне попробовать! Ведь хуже не будет!
– Ладно, пробуй, раз тебе это важно. А я всё равно не верю в эту затею!
***
Следующим вечером они собрались недалеко от края расщелины, возле большого экрана, установленного ещё днём. Алек настоял, чтобы они находились под прикрытием небольшой скалы, закрывающей их от эллипсовидного корабля чужаков. Как только начало смеркаться, Лора запустила заставку: сначала разноцветные огоньки, изображения цветов, колосков, солнечного диска.
Затем начался фильм. Ей удалось показать перенаселённую Землю, клетушку-квартиру на семьдесят шестом этаже, безысходность существования в ней. Потом все эти картинки словно затянула темнота, и зрители оказались на новой планете. Лора изобразила цветущие поля, колосящуюся пшеницу, а на краю поля – себя с Алеком. Вокруг её живота словно струилось некое сияние, а потом рядом возник призрачный силуэт малыша. Они втроём стояли спиной к Каменной Территории, будто отгораживаясь от неё, и протягивали руки к колосящимся полям.
Фильм закончился, экран погас. Алек вынужден был признать, что всё сделано очень талантливо и понятно. Только будет ли от этого толк? Он повернулся к жене, чтоб сказать, что пора возвращаться, как вдруг экран ожил. Их установка молчала и была темна. Яркий луч протянулся от эллипса на Каменной Территории.
Вначале также мелькали цветные вспышки, только они были резче, ярче, цветистее. Затем пошли изображения – они узнали солнце Планеты, потом были какие-то эллипсы, круги, многоугольники, похожие на камни.
Возле эллипсовидного корабля стояло две таких же эллипсовидных фигурки – одна чуть больше, грубее, мощнее. Другой эллипс был тоньше, нежнее, и… вокруг его нижней части заструилось сияние, рядом возник призрачный силуэт крошечного эллипса. Фигурки стояли, повернувшись тонкой, вибрирующей стороной к каменному полю, а сторона, повёрнутая к цветущим полям на половине землян, была твёрдой, жёсткой и отстранённой.
А потом эти изображения исчезли, словно время прыгнуло назад, и земляне увидели тёмные и тесные пещеры с разветвлёнными ходами, очевидно подземные; такой же мрачный и перенаселённый мир, как их Земля, только не устремившийся вверх, а закопавшийся под землю…
***
На следующий день они увидели, что с той стороны появилась плоская белая поверхность, установленная вертикально. У Гэр заставил жену зайти под защиту корпуса преобразователя, достаточно сильную, чтобы не попасть под излучатели чужаков.
А на белой поверхности тем временем замелькали разноцветные огоньки и фигурки.
У Гэр и И Ота, замерев, смотрели на движущиеся изображения чужой планеты, разумных существ с длинными вертикальными телами, с тонкими смешными отростками снизу и сверху. Несмотря на то, что всё было чуждым и незнакомым, И Ота прекрасно понимала то, что хотели сказать чужаки. Ведь её фильм был о том же, и если ей всё ясно, то и чужаки тоже должны понять!
И тут она увидела, что у одной из фигурок на экране, более тонкой и хрупкой, засветилась нижняя часть тела, и рядом возник маленький силуэт такого же существа.
Экран погас, И Ота кинулась к своей установке, запуская такой же похожий фильм, и не думая, сможет ли изображение уместиться на белом экране чужаков.
***
– Алек, ты видел? – голос Лоры в возбуждении прерывался.– Ты видел? Они показали нам то же самое! Идём, идём скорей навстречу!
Они взялись за руки, и пошли к расщелине, отделявшей их землю от Каменной Территории, двое землян, нет, всё же почти трое, а навстречу им двигались среди камней два эллипса, нет, наверное, тоже три…
***
Когда фильм закончился, И Ота подошла к У Гэру, прижалась к нему, образовав боками одинаковый контур, и они медленно пошли к расщелине, навстречу фигуркам чужаков, которые не были уже чужаками.
***
Словарь к тексту:
Этаж – уровень
Дверь – мембрана
Квартира – ячейка
Кухня – пищевая
Час – период
День – цикл
Месяц – сектор
Год – круг
***
С приветом, ваш Ухум Бухеев и автор рассказа – Александр Сороковик
***
Рассказы и повести автора А. Сороковика собраны в книги, которые можно купить в интернет-магазине по этой ссылке: https://andronum.com/avtory/sorokovik-aleksandr/
***
Если есть желание и возможность, поблагодарите. Если нет, я всё равно рад, что просто зашли ко мне!!!
***