На территории одного крупного заброшенного машиностроительного завода, изучая цех за цехом, мы попадаем в административную часть здания. На двери не было никаких вывесок и табличек, а на картах это здание отмечено лишь как административное. Первый этаж оказался пустым, всё имущество уже давно было вывезено. А вот на втором этаже оказались учебные классы по подготовке крановщиков и специалистов других важных профессий, причем, судя по всему, работали они еще со времен Советского Союза.
Войдя в класс, я был очень удивлен: сохранность кабинетов просто поразила. Все макеты, плакаты, пособия и наглядные примеры лежали на своих местах.
В соседних кабинетах - более пусто. На полу - огромные лужи из-за протекающей кровли, где-то осыпается побелка и рушатся перекрытия.
Сколько лет оно стоит в таком состоянии - нам доподлинно не известно, но точно более десятка.
Сохранилось здание лишь потому, что в нем полностью целы окна, а двери прикрыты и нет сквозняков. В противном случае - скорее всего, здание бы давно прогнило и покрылось плесенью в несколько раз быстрее. Хотя, протекающая кровля делает свое дело.
Судя по литературе в шкафу, делаем вывод, что здесь обучали не только крановщиков, но и токарей.
Внутри здания очень душно. Воздух слишком спертый, и мы стараемся не задерживаться долго в кабинетах.
Спустившись в подвал, мы обнаруживаем бомбоубежище. К сожалению, кроме гермодверей от убежища ничего не осталось. Его переделали под раздевалку для рабочих, поставив внутри много шкафчиков и выбросив все содержимое по гражданской обороне, поэтому фотографировать его мы не стали.
Вернёмся к классам. Макеты выполнены очень реалистично и правдоподобно. Сразу видно - это профессиональный подход и к делу, и к обучению. Но почему же это все стало теперь никому не нужным? В свое время подобные кабинеты и классы позволить себе мог не каждый завод, и это считалось очень даже годным инвентарем для обучения.
Возможно, в наше время крановщиков и других специалистов готовят, используя современные компьютеры, где можно сесть в кабину и ощутить все в живую на экране монитора, при этом ощущая весь процесс как в компьютерной игре.
Подобное я видел пару раз по телевизору, но это дорогостоящее оборудование было на каком-то серьезном предприятии, которое может себе позволить и не такие игрушки.
Конечно, я согласен, что в наше время технологии вышли на новый уровень и все компьютеризировано, но давайте не будем забывать, что не каждое предприятие может себе позволить новое столь дорогостоящее оборудование.
Современные модели, макеты и наглядные пособия выглядят еще более впечатляюще, а также более эффективны, чем старые образцы. Но лично я не видел нигде подобного современного оборудования, а так же вижу впервые и эти советские модели.
Поэтому сложно ответить на вопрос. Но все-таки когда видишь столь хорошо сохранившийся класс, то сердце обливается кровью, что все это вот так взяли и бросили.
Но вопрос в другом. Неужели этот учебный класс с хорошо сохранившимся оборудованием больше не имеет никакой ценности?
По моему мнению, такие экспонаты можно отправить хотя бы в музей или, возможно, в какой-нибудь бедный регион, где обучают данным профессиям крановщиков. Возможно, какое-либо предприятие и профтехучилище только и мечтает о подобных макетах.
Но - увы. Кто будет заниматься такими делами? Все здесь продолжает покрываться пылью до определенной поры, пока не придут затейливые люди и не сдадут все за копейки в металлоприёмку.
А мы отправляемся дальше, чтобы исследовать новые заводы и промзоны и потом показать их Вам. То, что, возможно, многие из Вас никогда не увидят в живую.
Время идет. И каждый день где-то потихоньку уничтожаются подобные предприятия, классы и производства и целые заводы.
Спасибо за внимание!