Какая она, главная цель любого бизнеса?
Недавно мне прислали список миссий 38 великих мировых компаний. Вот несколько из них:
Яндекс: “Помогать людям решать задачи и достигать своих целей в жизни”.
Skype: “Стать платформой для общения людей в режиме реального времени”.
Alibaba: “Убрать все барьеры между покупателем и продавцом”.
Harley-Davidson: “Мы осуществляем мечты людей, используя наш опыт создания самых лучших мотоциклов”.
Valio: “Чтобы чувствовать себя хорошо”.
Я читала эти вдохновляющие строки и думала о том, что любая компания вне зависимости от своего масштаба, философии бренда и выбранного способа приносить пользу обществу, имеет одну главную цель — делать деньги и приносить требуемый уровень дохода своим владельцам.
У владельца любой компании есть выбор — вложить деньги в свой бизнес или разместить на депозитном счете в банке. Первый способ всегда связан с более высоким риском, поэтому собственник и ожидает получить доход гораздо выше ставки Центрального Банка.
Что делает владелец, если доходность бизнеса его не устраивает? Ставит задачу руководителю компании достичь требуемого уровня — или решает эту задачу сам, если берет руководство на себя. Целевые показатели есть, но как их достичь? Одной интуиции и удачи недостаточно, нужны управленческие технологии — например, бюджет.
Как это работает? Если кратко, то:
- Ставим цели — например, к концу бюджетного периода рентабельность капитала должна достичь 13%.
- Задаем ограничения — привлекаем руководителей ключевых подразделений и обсуждаем насколько возможно увеличить продажи и объемы производства, сократить запасы, увеличить срок выплаты кредиторам, и так далее.
- Производим расчеты — составляем комплекты связанных между собой таблиц с большой степенью детализации.
- Строим главные отчетные формы — баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, баланс доходов и расходов.
- Рассчитываем ключевые показатели — в нашем случае рентабельность активов и факторы, которые на нее влияют.
- Сравниваем с заданными целями.
- Принимаем решение: утвердить бюджет или отправить на доработку.
Если вы уверены, что справитесь самостоятельно, то держите рекомендации что читать по этому вопросу:
- В.В. Ладыгин. “Бюджетирование и контроль на предприятии”
- Дж. К. Шим, Дж. Г. Сигел «Основы бюджетирования»
- Е. Добровольский, Б. Карабанов «Бюджетирование шаг за шагом»
- Лич Лоуренс. “Вовремя и в рамках бюджета. Управление проектами по методу критической цепи”
Если вам не хватает знаний, чтобы выстроить процесс построения бюджета в своем бизнесе для достижения главной цели — делать деньги!, то приглашаю на экспресс-программу “Бюджет бизнеса”, которая стартует 19 июля.
Всего за три недели вы сможете:
— актуализировать организационную структуру компании и определить ресурсы для бюджетирования;
— понять чем отличается инкрементный метод от бюджетирования с нулевой базы, в чем плюсы и минусы каждого подхода;
— определить какой подход, метод и периодичность бюджетирования будут использоваться в вашей компании;
— разработать статьи доходов и расходов для бюджетирования и создать шаблон сводного БДР и БДДС;
— определить центры финансовой ответственности в своем бизнесе, центры затрат, доходов, прибыли;
— распределить статьи расходов по центрам финансовой ответственности и установить финансовые KPI.
Если сомневаетесь, что курс вам подойдет, то посмотрите первые два урока. Доступ к ним открыт до 30.06.2021:
Берите бюджет в свои руки, делайте деньги и приносите пользу обществу — все это звенья одной цепи!