Вы смотрели французскую комедию "Тотальная слежка"?
Пересматривая ее на днях, я вдруг понял, что это кино о том, как семья превратила жизнь матерого сорокалетнего французского контрразведчика в ад.
Это напомнило мне простые, но в то же время мудрые слова Федора Михайловича Достоевского —
В несчастье ближнего есть что-то веселящее.
В этой комедии "несчастий ближнего" хватает, чтобы зритель повеселился от души.
Сначала главный герой, которого зовут Франсуа, узнал, что его сын бросил учебу, возможно, стал наркоманом и связался с "голубыми" (в далеком 1991 году во Франции это еще не считалось нормой).
Потом Франсуа стало известно, что его супруга, с которой он прожил в счастливом, как он думал, браке восемнадцать лет, тайно встречается с другим мужчиной.
В довершение перечисленных бед и тревог коллега и лучший друг Франсуа, давно пребывающий в разводе, попытался его успокоить словами — Наконец-то и у тебя все стало как у людей.
В результате герой, чтобы расставить все точки над "i", пустился во все тяжкие, используя служебное положение в личных целях, что грозило ему ликвидацией, потому что из организации, в которой он служит, живых не увольняют.
В конце-концов все оказалось не так плохо, как представлялось вначале, и фильм закончился вполне себе оптимистичненько и гламурненько.
Хотя осадочек остался. Ибо, по здравому размышлению, нет никакой уверенности, что в будущем родные и близкие героя снова не отчубучат нечто подобное, или еще хлеще.
Сорок лет (именно столько Франсуа), как утверждают психологи и статистики, это тот рубеж, когда большинство мужчин достигают своего пика, а большинство женщин начинают уставать от монотонной семейной жизни и хотят перемен.
А у их мужей уже, как правило, нет ни сил, ни желания, что-то менять.
Чувствуя раздрай в семье, дети теряют уважение к родителям и идут, что называется, вразнос.
Все это вы могли бы узнать и без меня.
А вот что я хочу добавить лично от себя, чего вы, пожалуй, не прочитаете ни у кого другого.
Лет двести назад было принято — если человек служил по военный, или по гражданской части, то он не спешил заводить семью, даже если имел достаточно средств на ее содержание.
С одной стороны, чтобы не оставить жену вдовой, а детей сиротами, так как служба была сопряжена с риском.
А, с другой, — чтобы не быть через жену и детей уязвимым, к примеру, для шантажа и подкупа, в том числе со стороны своих собственных начальников.
Захотел жениться — найди себе безопасное занятие, позволяющее уделять должное внимание жене и детям, и ночевать каждую ночь дома.
Потом эта традиция была утрачена. Главным образом, я думаю, из-за того, что женатыми легче управлять. Вот и стали "продвигать" по карьерной лестнице тех, кто рано женился и обзавелся детьми.
И в жизни началось то, что показано в "Тотальной слежке", только зачастую без гламурных финалов.
В заключение хочу особо обратить внимание, что далеко не всегда в бедах, обрушивающихся на семейных мужчин, виноваты их жены и дети.
Читайте трагедию Шекспира "Отелло", в которой завистливый подчиненный, чтобы подсидеть начальника, скомпрометировал в его глазах его ни в чем не повинную, преданную и верную супругу.
Семья — слабое звено. Поэтому желающие поиметь вас, часто пытаются сделать это через ваших близких родственников.
В этом плане я могу привести еще массу примеров как из области кино и литературы, так и из реальной жизни. Но, думаю, это уже будет перебор.
Поэтому я завершу эту свою заметку любопытным выводом — активные политики, чиновники, военные, учителя, врачи и т.п. в идеале должны быть не отягощенными семейными отношениями импотентами и круглыми сиротами.