До поры до времени считалось, что сменщиком танка Т-28 был средний Т-34, в то время, как тяжелый Т-35 заменил в производстве танк КВ. Но это не так. Т-34 стал заменой БТ, а новый тяжелый танк сменял сразу Т-28 и Т-35. Дело в том, что оба этих танка являлись машинами качественного усиления, танками прорыва и штатно входили в состав тяжелых танковых бригад РГК. На вооружение этих бригад, вплоть по июнь 1940 года КВ и отправлялись. Об отгрузках танков КВ с заводов и поговорим в этой статье.
Первый танк КВ (У-0) был изготовлен на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) в ночь с 31 августа на 1 сентября 1939 года. Номер машины У-0 расшифровывался как «Установочная»-«нулевая». Но в последнее время начали появляться «мудрецы», которые увидели в цифре «0» (ноль) букву «О», мол, «Опытная». Впрочем, сие фантазии пусть остаются на их совести.
5 сентября танк был отправлен в Москву для демонстрации высшему политическому и военному руководству. 8 октября он вернулся на завод, а 10 ноября, после устранения выявленных недостатков, вновь отправился на испытания на заводской полигон.
30 ноября, после начала войны с Финляндией, танк, совместно с Т-100 и СМК, включили в состав роты тяжелых танков. Перед этим с него демонтировали 45-мм пушку, заменив ее пулеметом ТД. Основным вооружением осталась только пушка Л-11. Машину придали 91-му батальону 20-й тяжелой танковой бригады (ТТБр) РГК. 18 декабря рота пошла в бой.
Уже вечером 19 декабря вышло постановление № 443сс о принятии на вооружение РККА новых типов танков, включая КВ.
До конца года танк находился на Карельском перешейке, но в боях не участвовал. 2 января 1940 года его вернули на ЛКЗ. К 10 февраля на танк была установлена башня со 152-мм гаубицей МТ-1 (М – Мотовилиха (завод № 172, г. Пермь/Молотов), Т – танковая, 1 – первая, хотя в документах ЛКЗ именуется М-10) с машины У-2. 17 февраля танк вновь отправился на фронт. По окончании боевых действий машина вернулась на завод. На танк вернули его башню, с которой все это время воевал У-2. Позже машина была отправлена в 10-ю ТТБр, а после переформирования ее оказалась в 8-й танковой дивизии (ТД) Киевского Особого Военного Округа (КОВО). В составе этого соединения опытный танк и сгинул в первые дни войны.
Согласно заключенному с ЛКЗ договору № 4-091, в 1940 году завод должен был выпустить 50 танков, из них первые 20 – установочной партии. Предполагалось, что на этих 50 танках должны были быть отработаны все технические решения и, избавившись от «детских болезней», в 1941 году запустить машину в крупносерийное производство.
В январе требовалось сдать один танк. Сдали «ничего».
План февраля, 3 танка, на этот раз выполнить удалось. Все три машины (У-1, У-2, У-3) изначально собирались с «большой башней» с гаубицей М-10. Однако У-2 временно поменялся башнями с У-0. В феврале танки убыли на Карельский перешеек. Затем У-2 и У-3, как и У-0, отгрузили в 10-ю ТТБр, в июне ставшей 8-й ТД. Впрочем, в марте 1941 года У-2 отправился на ЛКЗ на модернизацию. В войска он был возвращен только 17 июля 1941 года. У-1, долгое время находившийся в распоряжении завода, был передан ЛБТКУКС только 29 мая 1941 года.
План марта предусматривал выпуск 4 танков, но сдать смогли только один, У-4, все с тем же 152-мм орудием. С завода не отгружался.
В апреле, при плане в 2 танка, сдали 5 (У-5 – У-9). Все они имели «малые башни» с пушкой Л-11. С завода же было вывезено только два танка – У-4 и У-5. Оба были отгружены на НИАБТ Полигон в Кубинку. Если У-4 в конечном итоге оказался во 2-й ТД Прибалтийского Особого Военного Округа (ПОВО), то У-5 отправился в КОВО, в 14-ю ТТБр, в июне передавшую два танковых батальона в формируемую 12-ю ТД. Однако 9 апреля 1941 года машина прибыла на ЛКЗ для модернизации. Отправлена в войска 21 июля.
В мае вновь сдали только один танк (У-10) при плане в 3. Отгрузка составила 5 машин (У-6 – У-10). Все так же уехали на НИАБТ Полигон, после чего 4 (У-6, У-8 – У-10) отправились в 14-ю ТТБр/12-ю ТД, а в марте – апреле 1941 года вернулись на ЛКЗ для модернизации. На фронт они убыли уже в июле 1941. Особняком стоит У-7, который уже в июле 1940 года передали ЛКЗ для опытных работ. Позже, на танк была установлена «граненая» башня, а его родная «круглая» перекочевала на танк выпуска осени 1940 года.
В июне, при плане в 10 штук, сдали 7. С завода было отгружено так же 7 машин (У-11 – У-17). Через НИАБТ Полигон они отправились в КОВО. Первые 6 вошли в 10-ю ТД, а У-17 – в 8-ю. Как и большинство танков установочной серии все они, в марте – апреле 1941 года, были возвращены на ЛКЗ для модернизации. В войска вернулись в июле, а У-16 27 июня был передан учебному батальону при заводе.
В июле сдали уже 15, при плане в 5. Из них танков с «малой башней» было 5 (У-18 – У-20, А-3601, А-3602) и 10 с «большой башней» (А-3603 – 3612). Однако, выявившиеся в процессе эксплуатации ранних машин проблемы с технической надежностью, не позволили отгрузить с завода ни одного танка.
Так же стоит отметить, что 15 танков из установочной серии получили так называемую «круглую» башню с пушкой Л-11. Их имели У-0, У-5 – У-17, У-19. На машины У-18, У-20 и последующие серийные ставилась уже «граненая» башня.
В июле договор № 4-091 на 1940 год был увеличен до 230 танков.
За август требовалось выпустить уже 30 КВ. Сдали 20, по 10 с «большой» (А-3613 – 3622) и «малой» (А-3623 – 3632) башнями. С завода было отгружено 14, в основном выпуска июля. У-18 отправился в Военную Академию Механизации и Моторизации РККА (ВАММ), У-19 (Л-11) и А-3614 (М-10) – во 2-е Саратовское танкотехническое училище (2-е СТТУ), У-20 – на Ленинградские бронетанковые курсы усовершенствования командного состава РККА (ЛБТКУКС), а 10 танков с М-10 (А-3603 – 3612) отгрузили во 2-ю ТД 3-го МК. Если У-18 из ВАММ убыл на модернизацию в конце января 1941 года, то А-3604 из 2-й ТД – только 16 июня. Оба вернулись в войска в июле. Кроме того два первых серийных танка (А-3601 и А-3602) были переданы заводу для опытных работ и подготовки экипажей.
План на сентябрь составлял уже 35 КВ. Смогли сдать 32 (А-3633 – 3664). Все танки были с «малой башней». Отгрузили же 23, из них 8 с М-10. 12 танков с Л-11 и 8 с М-10 отправили во 2-ю ТД. Две машины определили, по штучно, на заводы № 92 (на ней проходила испытание пушка Ф-32) и Челябинский тракторный (ЧТЗ). Еще один убыл на испытания на Карельский перешеек, по завершении которых, пройдя ремонт на ЛКЗ, был передан ЛБТКУКС.
К октябрю плановое задание было вновь увеличено. Теперь до конца года требовалось поставить уже 243 КВ.
За десятый месяц, при плане 45, сдали 52 танка с пушкой Л-11 (А-3665 – 3716). Впрочем, отгрузить удалось лишь 22 машины. 20 поступили в 4-ю ТД ЗОВО и по одной получили 2-е СТТУ и Казанские бронетанковые курсы усовершенствования технического состава РККА (КБТКУТС).
Кстати, следует обратить внимание на обозначение танков. Как КВ-1 и КВ-2 их стали именовать далеко не сразу. Судя по всему, это произошло уже ближе к марту 1941 года. Серийные же номера первоначально начинались с «А» и только с ноября 1940 года в ведомостях стали использовать индексы «М» и «Б», что обозначало танк с малой и большой башней соответственно.
В ноябре, как и в декабре, план по выпуску так же составлял 45 машин. За месяц сдали 37. 12 из них были с «малой башней» (А-3717, 3719, 3728 – 3730, 3740; М-9605, 9606, 9612 – 9615) и 25 с «большой башней» (А-3718, 3720 – 3727, 3731 – 3739; Б-9601 – 9604, 9607, 9608, 9610). Отправили с завода 58 танков. Лишь один из них был с М-10 – А-3622, отгруженный во 2-ю ТД. Впрочем, уже 16 июня 1941 года он прибыл на ЛКЗ для модернизации. 15 июля был отправлен в войска. Из числа остальных, 20 отгрузили 2-й ТД, 12 – 7-й, 18 – 8-й, 7 – 12-й.
На декабрь приходится апогей сданных танков – 70. 15 из них были с Л-11 (М-9611, 9616 – 9628, 9632) и 55 с М-10 (Б-9609, 9629 – 9631, 9633 – 9683). Отгрузка также достигла максимума – 68. Танки с пушкой Л-11 получили: 12-я ТД – 8, 2-е СТТУ – 7, КБТКУТС – 2, ВАММ – 2, ЛБТКУКС – 1, НИАБТ Полигон, затем склад № 37 и далее ОрБТУ– 1 (№ 9632). КВ с «большой башней» убыли в 12-ю ТД – 26, в 4-ю ТД – 20 и 1 (№ 9633) на НИАБТ Полигон; уже весной 1941 года через склад № 37 он отправился в ВАММ).
Неимоверными усилиями ЛКЗ полностью выполнил план 1940 года, сдав 243 танка. На 1 января 1941 года на заводе оставалось не вывезенными 39 машин (6 с Л-11 и 33 с М-10). 176 танков было передано в войска (109 и 67) и 19 в ВУЗы (18 и 1). Еще 9 (6 и 3) находились на заводах и полигонах в качестве испытательных, либо учебных машин. А так же У-0.
Продолжение следует...