Найти в Дзене

Вирус и дети. Как просто объяснить ребёнку про вирус и научить чихать

Чихать нужно вот так, в локоть
Чихать нужно вот так, в локоть

Многие из нас находятся в панике из-за индийского штамма коронавируса. Он оказался непросто агрессивным, но опасным для детей. У моих знакомых прямо сейчас болеет ребёнок. Вся садиковая группа на карантине. Да и дети в любом случае являются переносчиками. И все мы знаем, как трудно их убедить мыть руки или чихать в локоть. От моих детей добиться, чтобы они что-то делали правильно, можно только все объяснив, желательно с опытами, экспериментами, визуалами. Делюсь лайфхаком, как просто рассказать о вирусе.

Сначала расскажем, откуда берется вирус (не обязательно коронавирус, а любой).

Всё начинается с патогена, который находится в резервуаре, где патогены могут расти или существовать. Слово «патоген» может звучать страшно, но оно означает лишь бактерию или другой микроорганизм, который приводит к заболеванию, что, конечно, всё равно звучит страшно (((

Вернёмся к резервуару. Это может быть животное, в котором живёт патоген (летучая мышь, например), пока не перейдёт к человеку через воду, почву, грязную поверхность или сразу на человека-хозяина.

Рисуем такую картинку, а вирус показываем в виде пуговиц, их можно прямо разбросать на нарисованных летучую мышь, еду, стол.
Рисуем такую картинку, а вирус показываем в виде пуговиц, их можно прямо разбросать на нарисованных летучую мышь, еду, стол.

Патоген там «тусит», пока не находит выход. Таким образом, патоген покидает резервуар или хозяина, например, когда мы чихаем.

Добавляем стрелку, рисуем "чих".
Добавляем стрелку, рисуем "чих".

Дальше объясняем способ передачи.

Это когда патоген покидает своего хозяина и находит следующего.

Добавляем человечков (следующие хозяева), потом кладем на них по одной пуговице
Добавляем человечков (следующие хозяева), потом кладем на них по одной пуговице

Есть несколько способов передачи.

Например, контакт с заражённым человеком,

Если дома есть тянучка, можно показать, как это противно.
Если дома есть тянучка, можно показать, как это противно.

немытой едой

Тянучку можно нанести на любую еду
Тянучку можно нанести на любую еду

зараженными предметами

Потом тянучку можно нанести на маркер или любой другой предмет
Потом тянучку можно нанести на маркер или любой другой предмет

Или через вдох, когда кто-то рядом чихает или кашляет.

Вне зависимости от способа передачи, а некоторые патогены передаются сразу несколькими способами, они, в конечном итоге, находят вход в организм нового хозяина.

Добавляем стрелку и слово "вход", кладем на него одну пуговицу
Добавляем стрелку и слово "вход", кладем на него одну пуговицу

Наша кожа — вполне хорошая защита от патогенов, но патогены всё равно находят вход в наш организм — ранки на коже, дыхание, или когда мы облизываем пальцы, трём нос, уши, глаза, ведь на руках уже есть микробы.

Теперь расскажем, что делает микроб внутри нас.

Как только микробы попадают внутрь, они заражают восприимчивого хозяина. Как? Патоген делится, и хозяин заболевает, что приводит нас обратно к началу цикла, где патогены уже готовы прыгнуть на следующего хозяина.

Пишем "восприимчивый хозяин" и разбрасываем несколько пуговиц на нем, демонстрируя "деление"
Пишем "восприимчивый хозяин" и разбрасываем несколько пуговиц на нем, демонстрируя "деление"

Наступает самый интересный момент - объясним, что же делать.

К счастью, всю эту инфекционную цепочку можно остановить. Нужно всего лишь порвать одно из соединений.

Маркером другого цвета перечеркиваем все стрелки
Маркером другого цвета перечеркиваем все стрелки

Как?

— мой руки водой и мылом в течение 20 секунд, пока не удалятся микробы, особенно после туалета и перед едой;

— если ты заболел, стоит сидеть дома, чтобы не распространять бактерии;

— когда болеешь, носи маску, если ее ты ее на время снял и захотел чихать или кашлять, делай это в свой локоть. Почему? А вот тут проведём эксперимент!

Проведём эксперимент, чтобы понять, почему надо чихать и кашлять в локоть.

При кашле или чихании мы непросто выдыхаем воздух, мы также выпускаем капельки жидкости, и если чихающий болен, то эти капельки содержат патогены. Человек, который контактирует с этими патогенами, вдыхая их, трогая поверхность, на которой они живут, а потом трогая лицо, также может заболеть.

И тут возникает вопрос — а на какое расстояние эти капельки могут долететь? Посмотрим на расстояние графически.

Для эксперимента понадобится длинный лист бумаги или много коротких листов бумаги, бутылка с распылителем (желательно с парой капель пищевого красителя) и линейка или рулетка.

Понадобится бумага, бутылка с распылителем и рулетка или линейка
Понадобится бумага, бутылка с распылителем и рулетка или линейка

1) Разложите большой лист бумаги на полу.

Разложите бумагу и встаньте у края
Разложите бумагу и встаньте у края

2) Встаньте у края бумаги.

3) Держите бутылку прямо перед ноздрями над бумагой.

Поднесите бутылку с распылителем к носу
Поднесите бутылку с распылителем к носу

4) Брызните водой, но не двигайтесь, дайте каплям упасть и распределиться по бумаге.

Брызгайте!!!
Брызгайте!!!

5) Измерьте рулеткой, как далеко упали капли, и посмотрите, где приземлилось большинство капель. Если мы посмотрим на капли, мы увидим, что они долетели на расстояние до 2 метров.

Вот поэтому лучше, чтобы вода была подкрашена, так лучше видно капли
Вот поэтому лучше, чтобы вода была подкрашена, так лучше видно капли

Но есть целая группа капель на расстоянии 58-68 см.

Передвигайте рулетку к тому месту, где приземлилось большинство капель (на фото процесс передвижения рулетки!)
Передвигайте рулетку к тому месту, где приземлилось большинство капель (на фото процесс передвижения рулетки!)

Вот тут приземляется большинство частиц. Мы видим, что отдельные частицы могут улететь очень далеко, но большинство всё-таки остаются близко к источнику.

Конечно, это лишь модель. Однако реальное чихание измеряется примерно таким же образом, поэтому доктора рекомендуют не подходить ближе, чем на 1,5 метра к чихающему или кашляющему.

Ещё надо помнить про расстояние вокруг этого чихающего или кашляющего. Это зона чихания. Там может находиться сотовый телефон, еда, чашки и так далее, на все эти предметы попадут частицы после каждого чихания. Поэтому обязательно прикрывай свой «чих».

Почему нельзя прикрыть рот или нос рукой?

Вот так чихать и кашлять нельзя!
Вот так чихать и кашлять нельзя!

Если мы используем руку, мы, конечно, останавливаем некоторые капли, но теперь наша рука покрыта ими, поэтому всё и все, кого мы тронем, будут покрыты микробами. Вот почему доктора рекомендуют чихать только в локоть, если у вас не оказалось салфетки или маски.

А вот так можно)))
А вот так можно)))

Вот такой простой способ показать, что наука — это весело!

Весь описанный эксперимент я выложила также в виде видео, его можно посмотреть тут. Видео подготовила моя креативная команда детского центра научных открытий «ИнноПарк».

На своем канале я пишу о детях, даю лайфхаки, но еще довольно много о детских травмах и травле. Мою книгу "Травля: со взрослыми согласовано. 40 реальных историй школьной травли" можно заказать тут.