Найти тему
Люблю читать, люблю писать

Послесловие к ЕГЭ по русскому языку: проверка сочинений в стиле "кто во что горазд"

Анализирую результаты проверки сочинений своих учеников, читаю обсуждения на репетиторских форумах и в очередной раз убеждаюсь, что оценка 27-го задания - вещь не просто субъективная, а очень субъективная.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Прежде всего меня, как и многих, интересовала оценка комментария: засчитают ли в этом году в качестве связки волшебную фразу "оба примера, дополняя друг друга, ..." и угадали ли мы, что подразумевалось под "анализом связи между примерами"?

Несмотря на то что я нацеливала учеников искать для иллюстрации проблемы примеры, которые противопоставлены друг другу или связаны причинно-следственными отношениями, у большинства "оба примера дополняли друг друга" в различных вариациях и (о чудо!) именно у них комментарий оценен на максимум. Фрагмент комментария на 6 баллов по тексту Паустовского "Базарный Сызган":

Оба примера, дополняя друг друга, показывают нам то, что весь спектр эмоций и ощущений по отношению к родным местам скрывается в глубине души каждого из нас, но не все способны по-настоящему это прочувствовать.

За "показывают нам то, что..." ученицу отругала, но по К9 ничего не снято.

Или фрагмент комментария по тексту Соловейчика о свободе и совести:

Дополняя друг друга, эти примеры показывают, как определённые факторы и убеждения могут влиять на внутреннюю свободу человека.

Один решил отойти от шаблона: использовал другой вид связи и потерял балл за комментарий

Автор использует такую связь, как сравнение. Толстой сравнивает пороки людей с гнойными ранами: хоть и то и другое тебе неприятно, не в твоей власти что-либо сделать с этим, и уж точно не стоит осуждать человека за это.

Ученик, писавший сочинение по тексту Толстого о любви к человеку, лишился балла заслуженно, потому что в комментарии сравнивался не первый пример со вторым - сравнение использовалось внутри второго примера. Но совершенно несправедливо, на мой взгляд, было снимать балл по К5: с абзацным членением всё чётко, с логикой в целом неплохо.

Удивительной была проверка сочинения ещё одного ученика: по К10 снят всего один балл, хотя я с ходу насчитала пять речевых ошибок. Зато обнулён К11 (впервые в моей практике). Ну не было там ничего неэтичного: всё корректно и уважительно.

Чудесным образом уцелел балл за К12 у девочки, которая назвала текст Соловейчика рассказом. Ведь строго-настрого запретила использовать жанровые характеристики. Откуда она "рассказ" взяла? Но это ещё не самый тяжёлый случай. На одном из форумов коллега разместила заскриненный фрагмент сочинения, где согласие с позицией автора ученик обосновал примером из произведения Александра Сергеевича Пушкина "Муму". А К12 цел и невредим. Магия, не иначе.

В целом, на мой взгляд, проверка по К1-К4 была лояльной: многие комментарии, оцененные на 5-6 баллов, и сочинения на 25, меня смущают, но попробую выбрать что-нибудь приличное и опубликую в назидание следующим поколениям учеников.

Как вам проверка этого года, коллеги? Были несправедливо снятые баллы или вашим ученикам попались проверяющие в благостном настроении?

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Другие статьи о ЕГЭ 2021 можно найти здесь:

ЕГЭ по русскому языку глазами моих учеников

Результаты ЕГЭ по русскому языку

Самые сложные тексты на ЕГЭ 2021