Найти тему
НУАР-NOIR

Внезапно ставший актуальным испанский триллер в духе «Бегущего по лезвию» и «Я – робот»

Испанский фильм 2014 года «Страховщик» для нас делается злободневным, так как в нём говорится о кастовом обществе: тех, кто живет в Городе, и тех, кто обитает на помойке за его пределами. И когда надо принимать важное решение, главным героям с лукавой угрозой задают вопрос: «Вам же нравится жить в Городе? И вам нравится Ваша служба?»

А ещё есть роботы, которые послушно трудятся на «благо Города», выполняя самую грязную работу. Это ведь много дешевле, чем нанимать «ненужных людей». Хотя известное количество зрителей в этом фильме привлечет то, что главного героя было поручено сыграть Антонио Бандерасу. Более того, тот настолько впечатлился идей картины, что привлек к съемкам Мелани Гриффит, тогда ещё его жену.

И это при всём том, что фильм не обладал фантастическими бюджетами, как то полагается лентам подобного жанра. В данном случае идея была важнее спецэффектов, хотя с оными всё нормально. Несмотря на то, что ленту в своё время критиковали, на фоне нынешних однодневных блокбастеров, держащихся лишь на единственном сюжетном повороте, «Страховщик» выглядит подлинным шедевром.

Опять же в фильме есть как бы две части, каждая из которых завязана на традиции нуара. Поначалу вы видите киберпанк-импровизацию, как раз отсылающую нас к унылому миру «Бегущего по лезвию». А затем следует нуаро-вестерн, проистекающий в постапокалиптической пустыне. Именно сюда уходят жить обретающие самосознание роботы. И вовсе не потому, что им нравится пустыня, а потому что здесь нет человека.

Главной темой фильма является страх. Но не как проявление хоррор-напряженности, когда хочется вскрикнуть, а страх в большей степени метафизический. Страх, вызванный допущением, что человек является всего лишь «озлобленным приматом», которому когда-то посчастливилось слезть с дерева. Хотя один из героев справедливо замечает: «А нам вообще стоило слезать с ветки, чтобы в итоге оказаться вот ЗДЕСЬ?»

Это и есть главный вопрос фильма. Человек в итоге показан не как существо, стремящееся к гармонии, а лишь озадаченное вопросами деления, создания препон и поддержки режима дискриминации. Ещё какие-то семь лет назад эти темы казались надуманными, а сейчас мы уже стоим на пороге «нового кастового общества», девизом которого становится фраза: «Так вы не живите – никто не неволит!»

Тёмная мистика на солнечном пляже летнего лагеря

Если же говорить о сюжете фильма, то он нас отсылает к нуарной традиции, когда главный герой является страховым следователем («Двойная страховка», «В пасти безумия» и т.д.). Жак Вокан в исполнении Бандераса должен найти «Часовщика», подпольного мастера, который снимает ограничения второго протокола, то есть роботы могут чинить себя и создавать себе подобных. Именно это задание становится для него фатальным (собственно для нуара ход не самой неожиданный).

Красивая узнаваемая, но «неназываемая» актриса

Что показательно, в одной из сцен можно обнаружить дату – 6 июня (6.6), что есть начало апокалипсического числа. А ещё это - отправная точка «нового гуманизма», боюсь, постижением основ которого нам придется заняться в ближайшее время.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц