Найти в Дзене
КИНО TALK

«Не могу сказать "прощай"»: слезливая советская мелодрама

Знаете, бывают фильмы, сюжет которых можно описать в двух словах. Вот и советская мелодрама «Не могу сказать «прощай» — как раз из таких. История про девушку, которая едет за любимым, ставшим инвалидом, несмотря на его прошлые обиды — в духе «Ромео и Джульетты», только в советских декорациях. Казалось бы, что тут может быть интересного? Но фишка в том, что именно по таким детализированным, простым картинам потомки, как по открытой книге, будут изучать ту самую эпоху Застоя — время косыгинских реформ и кинематографа, который еще не знал, что такое хозрасчет. И самое удивительное — снял эту трогательную историю не кто иной, как Борис Дуров, режиссер первого советского боевика «Пираты XX века»! Сам он объяснял этот резкий поворот так: мол, хотел снова снять кино о силе добра, только на этот раз без кулаков. Его героиня Лида совершает, по сути, подвиг всепрощения и самоотверженной любви. А вот актерам, чтобы эта искренность дошла до зрителя, пришлось изрядно попотеть. Сергей Варчук, игра

Знаете, бывают фильмы, сюжет которых можно описать в двух словах. Вот и советская мелодрама «Не могу сказать «прощай» — как раз из таких. История про девушку, которая едет за любимым, ставшим инвалидом, несмотря на его прошлые обиды — в духе «Ромео и Джульетты», только в советских декорациях. Казалось бы, что тут может быть интересного? Но фишка в том, что именно по таким детализированным, простым картинам потомки, как по открытой книге, будут изучать ту самую эпоху Застоя — время косыгинских реформ и кинематографа, который еще не знал, что такое хозрасчет.

И самое удивительное — снял эту трогательную историю не кто иной, как Борис Дуров, режиссер первого советского боевика «Пираты XX века»! Сам он объяснял этот резкий поворот так: мол, хотел снова снять кино о силе добра, только на этот раз без кулаков. Его героиня Лида совершает, по сути, подвиг всепрощения и самоотверженной любви.

А вот актерам, чтобы эта искренность дошла до зрителя, пришлось изрядно попотеть. Сергей Варчук, игравший парализованного Сергея, пошел дальше всех. Чтобы вжиться в роль, он месяц провел в институте травматологии, общаясь с пациентами. Но и этого ему показалось мало! На съемках он носил тугой корсет, который буквально сковывал движения, чтобы физически чувствовать боль и беспомощность своего героя.

Но, как выяснилось, настоящим испытанием для Варчука был даже не корсет, а... контроль над эмоциями в сценах с партнершей, красавицей Татьяной Паркиной. Актер потом с улыбкой вспоминал, как ему было сложно сдерживаться в постельных сценах, которые, впрочем, были максимально целомудренными. Он то и дело норовил обнять Татьяну под одеялом, оправдываясь тем, что «так правдоподобнее для семейной пары». Это сильно смущало актрису, которая приехала на съемки с мужем. Режиссеру даже приходилось одергивать Варчука знаменитой фразой: «Руку на одеяло!». Не помогало — тогда хитрый актер стал сговариваться с оператором, чтобы тот «внезапно» находил брак в кадре, и идиллические сцены под одеялом можно было переснимать снова и снова.

Кстати, о Татьяне Паркиной. Ей досталась роль жены-изменницы, холодной красавицы Марты, которая бросает героя после травмы. Но позже актриса признавалась, что была в шоке, увидев готовый фильм. Оказалось, что все сцены, где ее героиню можно было хоть как-то понять или пожалеть, на монтаже безжалостно вырезали! Сделали это специально — чтобы она была идеальным контрастом для святой самоотверженности Лиды (ее играла Анастасия Иванова). В итоге у зрителей к Марте не было и тени симпатии — вся любовь и сочувствие доставались сопернице.

Но, пожалуй, самый любопытный факт об этой ленте — ее саундтрек. Это была первая минута славы для 20-летнего Сергея Минаева, тогда еще никому не известного солиста группы «Город». Ребятам предложили записать песни для фильма, но они чуть не отказались — рокерам такой «попсовый» репертуар казался неподходящим. Ситуацию спасли крутые аранжировки, эпатажный имидж и... стихи Маяковского, на которые была написана одна из композиций. Никто тогда и подумать не мог, что этот юноша вскоре станет одной из главных звезд советского, а потом и российского шоу-бизнеса.

Вот такая она, эта «простая» мелодрама. За слезливой историей скрывается целый пласт эпохи, курьезные съемочные байки и неожиданные музыкальные открытия. Не просто кино, а настоящая капсула времени.