Найти в Дзене

ЕЗДРА 2: ВОЗВРАТИВШИЕСЯ В ЗЕМЛЮ ОБЕТОВАННУЮ

Оглавление

(Ездра 2)

Ездра 2 состоит преимущественно из списка имён, списка, который, возможно, трудно читать, и который, вероятно, кажется неинтересным. Тем не менее, это имена тех, кто любил Господа достаточно сильно, чтобы оставить свои дома в Вавилоне и отправиться в трудное путешествие в Иудею, начав там новую жизнь. Они заслуживают нашего внимания.

В главе сначала названы по именам лидеры этого похода, а затем приводятся имена глав семей и количество людей в каждом доме. Первыми в этой главе идут миряне (те, кто не были священниками), за ними следуют священники, левиты, и работники при храме, а затем те, чьи имена были затеряны в еврейских архивах. В конце главы называется общее количество прибывших переселенцев и что они пожертвовали на восстановление храма.

ЛИДЕРЫ (2:1, 2)

«Вот сыны страны, пленники-переселенцы, которых Навуходоносор, царь вавилонский, отвёл в Вавилон, возвратившиеся в Иерусалим и Иудею, каждый в свой город, пришедшие с Зоровавелем, Иисусом, Неемией, Сараием, Реелаем, Мардохеем, Билшаном, Мисфаром, Бигваем, Рехумом, Вааном».

Вполне логично, что список начинается с имён тех, кто возглавлял поход.

Стих 1. Отчёт о возвращении начинается с очень информативного предложения. Автор заявляет о своём желании назвать всех вернувшихся пленников-переселенцев, и сообщает, почему, где и при каких обстоятельствах они оказались в плену. Они были в Вавилоне, потому что Навуходоносор отвёл их туда. Он также называет конечную цель их похода: Иерусалим и Иудея. Страна или «провинция» (Международное Библейское Общество), о которой пишет автор, вероятно, область Иудея, известная среди персов как «Иегуд». Это была небольшая территория, обособленная из большей сатрапии, известная как «[область] за рекой» (4:10; 5:3) или «за Евфратом» (Международное Библейское Общество).

То, что возвратившиеся пошли каждый в свой город, говорит о том, что по возвращении евреи, насколько это было возможно, получили земли, принадлежавшие их родам до разрушения Иудеи Вавилоном. Если возвращённые евреям земли включали в себя территории, которые в течение семидесяти лет контролировали соседние народы, то это объясняет их враждебность, о чём мы читаем далее в книгах Ездры и Неемии.

Стих 2. Список, который начинается в стихе 2, повторяется с незначительными отличиями в Неем. 7:6-73. Расхождения объясняют ошибками переписчиков. Список открывают имена тех, кто повёл евреев в их походе. То, что Зоровавель был назван первым, свидетельствует о его авторитете лидера. Несмотря на то, что в первой главе мы читаем о Шешбацаре как о еврейском лидере, который получив храмовые сокровища от Кира, отправился со своим народом в Иерусалим, в главе 2 он не упоминается. Следующим по списку идёт Иисус, так как он был иудейским первосвященником (3:2; Агг. 1:1; Зах. 3:1).

Остальные имена из списка встречаются в разных частях Ветхого Завета, хотя и по отношению к другим людям (так же как сегодня многие люди могут носить одни и те же популярными имена). Упомянутый здесь Неемия это не тот Неемия, о котором говорится в книге с одноимённым названием, а Мардохей ― не тот Мардохей, который появляется в книге Есфири. Здесь записаны одиннадцать имён; а в соответствующем списке в Неем. 7 ― двенадцать. Возможно, иудеи стремились продолжить традицию двенадцати колен, указав двенадцать лидеров; если это так, то одно имя, должно быть, было случайно пропущено переписчиком книги Ездры.

«МИРЯНЕ» (2-35)

«Число людей народа Израилева: сыновей Пароша ― две тысячи сто семьдесят два; сыновей Сафатии ― триста семьдесят два; сыновей Араха ― семьсот семьдесят пять; сыновей Пахаф-Моава, из сыновей Иисуса и Иоава, ― две тысячи восемьсот двенадцать; сыновей Елама ― тысяча двести пятьдесят четыре; сыновей Заттуя ― девятьсот сорок пять; сыновей Закхая ― семьсот шестьдесят; сыновей Вания ― шестьсот сорок два; сыновей Бебая ― шестьсот двадцать три; сыновей Азгада ― тысяча двести двадцать два; сыновей Адоникама ― шестьсот шестьдесят шесть; сыновей Бигвая ― две тысячи пятьдесят шесть; сыновей Адина ― четыреста пятьдесят четыре; сыновей Атера, из дома Езекии, ― девяносто восемь; сыновей Бецая ― триста двадцать три; сыновей Иоры ― сто двенадцать; сыновей Хашума ― двести двадцать три; сыновей Гиббара ― девяносто пять ; уроженцев Вифлеема ― сто двадцать три; жителей Нетофы ― пятьдесят шесть; жителей Анафофа ― сто двадцать восемь; уроженцев Азмавефа ― сорок два; уроженцев Кириаф-Иарима, Кефиры и Беерофа ― семьсот сорок три; уроженцев Рамы и Гевы ― шестьсот двадцать один; жителей Михмаса ― сто двадцать два; жителей Вефиля и Гая ― двести двадцать три; уроженцев Нево ― пятьдесят два; уроженцев Магбиша ― сто пятьдесят шесть ; сыновей другого Елама ― тысяча двести пятьдесят четыре; сыновей Харима ― триста двадцать; уроженцев Лидды, Хадида и Оно ― семьсот двадцать пять; уроженцев Иерихона ― триста сорок пять; уроженцев Сенаи ― три тысячи шестьсот тридцать».

Стих 2. Вернувшиеся, в основном, были представителями двух колен, хотя среди них могло быть небольшое количество людей из десяти колен северного царства. Они по-прежнему были известны как народ Израилев, Божий народ, с которым Бог заключил завет на горе Синай после того, как вывел его из Египта. Стих 2, очевидно, представляет список с числом взрослых мужчин, вернувшихся с Зоровавелем (2:2). Некоторые, однако, полагают, что в этот список включены не только те, кто вернулся с Зоровавелем, но и те, кто вернулся позднее, возможно, даже во времена Ездры.

Стихи 3-35. Считается, что первая группа в списке состоит из тех, кого можно назвать «мирянами». Закон проводил чёткое различие между священниками и «мирянами», то есть, всеми остальными. Возможно, автор придавал особое значение тому, что назвал их прежде священников. Может быть, он полагал, что возвращение этих представителей Израильского народа было важнее, чем прибытие в Иерусалим некоторых священников.

«Миряне» перечислены либо в соответствии с именами известных предков (до стиха 20) или согласно названиям мест, где жили их семьи (стихи 21-35). Обе категории указывают на то, что евреи бережно вели записи (хотя и не безошибочно) как родословных, так и жителей разных городов. (Возможно, у них был реестр переписи, подобный тому, о котором идёт речь в Лк. 2). Более того, они, должно быть, взяли эти записи с собой, когда их депортировали в Вавилон. Чтобы считаться иудеем, человек, очевидно, должен был доказать только то, что он происходил из еврейской семьи или, что он жил до изгнания в еврейском городе. Тот факт, что человека могли признать своим на основании того, что он постоянно проживал в одном из иудейских городов, позволяет предполагать, что среди вернувшихся евреев могли быть и прозелиты из чужеземцев.

ПОСВЯЩЁННЫЕ ХРАМУ (2:36-58)

Далее перечисляются священники, левиты и нефинеи.

Священники (2:36-39)

«Священников: сыновей Иедаии, из дома Иисусова, ― девятьсот семьдесят три; сыновей Иммера ― тысяча пятьдесят два; сыновей Пашхура ― тысяча двести сорок семь; сыновей Харима ― тысяча семнадцать».

Стихи 36-39. Эти священники были из тех семей переселенцев, которые имели непосредственное отношение к храмовому богослужению. Эти мужчины были важной частью религиозной жизни Израиля. В соответствии с законом, они совершали жертвоприношения, следили за поклонением в храме и ходатайствовали перед Богом за народ. Как было отмечено ранее, Иисус был первосвященником.

Левиты (2:40-42)

«Левитов: сыновей Иисуса и Кадмиила, из сыновей Годавии, ― семьдесят четыре; певцов: сыновей Асафа ― сто двадцать восемь; сыновей привратников: сыновья Шаллума, сыновья Атера, сыновья Талмона , сыновья Аккува, сыновья Хатиты, сыновья Шовая, ― всего сто тридцать девять».

Стихи 40-42. Согласно Закону, левиты должны были помогать священникам в храме. Интересно, что в то время левитов было гораздо меньше, чем священников, тогда как, по Закону, судя по всему, на каждого священника должно быть десять левитов. Когда почти восемьдесят лет спустя прибыл Ездра, он также обнаружил нехватку левитов и пытался поправить ситуацию (8:15-20). Певцы и привратники тоже были левитами.

Нефинеи (2:43-58)

«Нефинеев: сыновья Цихи, сыновья Хасуфы, сыновья Таббаофа, сыновья Кероса, сыновья Сиаги, сыновья Фадона, сыновья Лебаны, сыновья Хагабы, сыновья Аккува, сыновья Хагава, сыновья Шамлая, сыновья Ханана, сыновья Гиддела, сыновья Гахара, сыновья Реаии, сыновья Рецина, сыновья Некоды, сыновья Газзама, сыновья Уззы, сыновья Пасеаха, сыновья Бесая, сыновья Асны, сыновья Меунима, сыновья Нефисима, сыновья Бакбука, сыновья Хакуфы, сыновья Хархура, сыновья Бацлуфа, сыновья Мехиды, сыновья Харши, сыновья Баркоса, сыновья Сисры, сыновья Фамаха, сыновья Нециаха, сыновья Хатифы; сыновья рабов Соломона: сыновья Сотая, сыновья Гассоферефа, сыновья Феруды, сыновья Иаалы, сыновья Даркона, сыновья Гиддела, сыновья Сефатии, сыновья Хаттила, сыновья Похереф-Гаццебайима, сыновья Амия, ― всего нефинеев и сыновей рабов Соломона ― триста девяносто два».

Стихи 43-54. Нефинеи или «храмовые слуги» (Международное Библейское Общество) ― перевод еврейского слова нетиним, которое означает «отданные или посвящённые» (см. 7:24). Они были рабами, «отданные» левитам, чтобы помогать им в проведении служб и различных работ в храме. Израильские священники использовали рабов и раньше, до того, как термин нетиним появился в Ветхом Завете. Он встречается только в книгах Ездры, Неемии и 1 Паралипоменон. Эта практика восходит к временам Моисея и Иисуса Навина (Чис. 31:30, 47; Нав. 9:26, 27). В данном контексте «нефинеи» были, очевидно, потомками рабов, которых Давид и его князья дали левитам (8:20). Эти люди обычно были иностранцами, тесно связанными с Израилем, о чём свидетельствует наличие их в этом списке.

Стихи 55-57. Сыновья рабов Соломона упомянуты последними в списке тех, кто имел отношение к храму. Возможно, эти люди были «пленными хананеями, отданными храмовому начальству для чёрной работы [3 Цар. 9:20, 21] или государственными рабами, которые смешались с нефинеями после падения государства».

Стих 58. Раздел заканчивается общим числом нефинеев и сыновей рабов Соломона ― триста девяносто два.

ЛЮДИ БЕЗ ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ЗАПИСЕЙ СВОЕЙ РОДОСЛОВНОЙ (2:59-63)

«И вот вышедшие из Тел-Мелаха, Тел-Харши, Херуб-Аддан-Иммера, которые не могли показать о поколении своём и о племени своём, от Израиля ли они: сыновья Делайи, сыновья Товии, сыновья Некоды ― шестьсот пятьдесят два. И из сыновей священнических: сыновья Хабайи, сыновья Гаккоца, сыновья Верзеллия, который взял жену из дочерей Верзеллия галаадитянина и стал называться именем их. Они искали своей записи родословной, и не нашлось её, а потому исключены из священства. И тиршафа сказал им, чтоб они не ели великой святыни, доколе не восстанет священник с уримом и туммимом».

Последняя группа переселенцев состояла из людей, которые не могли подтвердить, что они действительно принадлежали Израилю.

Стихи 59, 60. В этой части списка находятся имена семейств, у которых не было записей, подтверждающих, что они были потомками израильтян. О них говорится, как о прибывших в Иерусалим из нескольких вавилонских городов (из Тел-Мелаха, Тел-Харши, Херуб-Аддан-Иммера), что наводит на мысль, что они жили отдельно от основной части евреев в изгнании. Такое предположение может объяснить, почему их записи были утеряны. Другое объяснение заключается в том, что они были потомками прозелитов и поэтому не могли предъявить документы, подтверждающие их принадлежность к Израилю. Так как больше о них ничего не сказано, вероятно, что эти 652 человека были признаны частью Божьего народа.

Стихи 61-63. Другая проблема заключалась в том, что некоторые из сыновей священнических не смогли доказать, что они были потомками Аарона. Эта ситуация была более серьёзной, так как Бог был бы недоволен, если бы они попытались принести жертвы, как Он был недоволен Кореем и его последователями, которые пытались присвоить себе священническое право в пустыне (Чис. 16:1-40).

Эти люди были временно исключены от исполнения священнических обязанностей и от употребления освящённой пищи. Это решение принял тиршафа («наместник», Международное Библейское Общество), вероятно, Зоровавель, доколе не восстанет священник с уримом и туммимом. Урим и туммим, очевидно, были маленькими камушками, при помощи которых первосвященник выяснял Божью волю (см. Исх. 28:30; Лев. 8:8; Чис. 27:21; 1 Цар. 28:6). Хотя у евреев был первосвященник (Иисус), очевидно, что урим и туммим были утеряны. Вероятно, это произошло, когда Иерусалим был разрушен, а евреи были депортированы в Вавилон. Без урима и туммима Божий народ не мог знать наверняка, были ли священники без родословных на самом деле священниками. Поэтому, пока урим и туммим не будут найдены, мужи, вызывающие сомнения, были исключены из священства. Мы больше нигде в Ветхом Завете не найдём информацию, было ли этим людям позволено служить священниками.

ОБЩЕЕ ЧИСЛО (2:64-67)

«Всё общество вместе состояло из сорока двух тысяч трёхсот шестидесяти человек, кроме рабов их и рабынь их, которых было семь тысяч триста тридцать семь; и при них певцов и певиц двести. Коней у них семьсот тридцать шесть, лошаков у них двести сорок пять; верблюдов у них четыреста тридцать пять, ослов шесть тысяч семьсот двадцать».

Список завершается общим числом не только тех, кто пошёл в Иудею, но и того, что они принесли с собой.

Стих 64. Общее число людей, которые совершили поход: 42,360. Оно не соответствует числу в 2:2-63, которое составляет 29,818. Как можно объяснить такое расхождение в цифрах? Одно из предположений сводится к тому, что общее число включает в себя женщин и/или подростков. Такое возможно, но маловероятно. Согласно другому предположению, несоответствие цифр является результатом ошибки переписчиков текста. Третья точка зрения, которая довольно правдоподобна, заключается в том, что изначально предполагалось, что список будет «неполным».

Стихи 65-67. В качестве постскриптума автор добавил, что евреи взяли с собой более 7,000 рабов и рабынь. Далее он приводит число певцов и певиц: 200. Были ли они светскими артистами или же принадлежали к храмовым певцам? Так как далее «певцы» упоминаются в связи с «привратниками» и «нефинеями» (2:70), то последнее предположение кажется более логичным. В постскриптуме приводится список коней, лошаков, верблюдов и ослов, которых привели переселенцы.

ПРИБЫТИЕ И ДАРЫ ДЛЯ ХРАМА (2:68-70)

«Из глав поколений некоторые, придя к дому Господнему, что в Иерусалиме, доброхотно жертвовали на дом Божий, чтобы восстановить его на основании его. По достатку своему они дали в сокровищницу на производство работ шестьдесят одну тысячу драхм золота, и пять тысяч мин серебра, и сто священнических одежд. И стали жить священники, и левиты, и народ, и певцы, и привратники, и нефинеи в городах своих, и весь Израиль в городах своих».

В заключительных стихах главы 2 говорится о прибытии евреев в Иерусалим, дарах, которые они принесли на восстановление храма, и об их расселении в Иудее.

Стихи 68, 69. Главным делом для переселенцев было восстановление дома Божьего. Очевидно, что не все из них были бедными, так как их пожертвования: 61,000 драхм золота, и пять тысяч мин серебра, ― были огромной суммой. Они давали доброхотно, по достатку своему.

Стих 70. Глава заканчивается словами о том, что вернувшиеся, священники, и левиты, и народ, и певцы, и привратники, и нефинеи… и весь Израиль, стали жить в городах своих. Другими словами, они отправились в те же города, откуда Навуходоносор увёл их предков в Вавилон.

В исполнении пророчества этим евреям, заплатившим высокую цену за идолопоклонство своего народа, было позволено покинуть место своего изгнания и отправиться в Иерусалим, чтобы восстановить храм Господа и снова стать Его народом.

Bible-help.ru изучение Библии: христианские статьи, программы, фильмы