Найти тему
Андрей Мятиев

История покупки редкого велосипеда Brennabor 1922 года в "нехорошей квартире" в Малом Комсомольском переулке.

Очередной раритетный велосипед из коллекции Веломузея – немецкий гоночный Brennabor 1922 года выпуска. Сам по себе велосипед очень интересен – в его конструкции реализовано несколько необычных технических решений, сильно отличающих эту модель от массовых велосипедов своего времени! Деревянные обода колес, руль на регулируемом выносе – «пушке», планетарная задняя втулка с внутренним тормозом и интересное крепление заднего колеса, помогающее не тратить время на натяжение цепи после ремонта или замены камеры! Велосипед много и безжалостно эксплуатировали, так что в мою коллекцию он попал в сильно «потрепанном» состоянии, но со временем реставрация приведет его в достойный вид! ;-)

Немецкий гоночный велосипед Brennabor 1922 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий гоночный велосипед Brennabor 1922 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

С приобретением этого аппарата связана трагикомичная история, которую я вам сейчас и поведаю… В начале 1990-х годов я публиковал объявления в газетах о покупке старых велосипедов - порой предлагали интересные вещи... И вот весной 1992 года звонит некая тётя и с совершенно местечковым говором предлагает мне «таки-ж совершенно уникальный, ценнейший и раритетнейший, единственный в природе велосипед, которым последовательно владели Ленин, Сталин, Троцкий и Инесса Арманд, а так же ее покойный папа, царствие ему небесное». Все это говорилось в трубку с охами, вздохами и бесконечными лирическими отступлениями...

- Ви знаете, что за человек был мой папа? Нет, таки-ви не знаете… Стыдитесь, молодой человек! Мой папа был очень известный человек! Я не могу вам сказать его фамилию – это очень громкое имя! Где он работал – тоже сказать не могу… Ну, ви понимаете…

-…

- Сколько стоит этот уникальный вИлИсипед?.. А шо вы дадЕте?.. Не можете сказать, пока не посмотрите?.. Да вы шо – это такая вещь! Я же вам все объяснила – черный, уникальный, немецкий, ваще новый и очень старинный!

-…

- А я думала, шо вы знаток, а ви даже цену предложить достойную не могете…

-…

Кладет трубку.. Проходят недели три и та же тетка звонит мне еще раз, очевидно найдя номер уже в другой газете и начинается опять та же волынка: «А шо ви дАдете, а шо ви хОчИте?». Вклиниться в изрыгаемый ею словесный поток совершенно нереально – она сама и задает вопросы и на них же отвечает в совершенно произвольном варианте… После моего робкого вопроса о возможности осмотра ей владеемого вело-чуда, она опять буркнула что-то о моей некомпетентности и своей секретной высокородности и повесила трубку. Потом звонки начались КАЖДЫЙ ДЕНЬ! Я так и не понял, соображала ли она, что она многажды говорит с одним и тем же человеком или нет, но наши разговоры, а, вернее, ее монологи, имели совершенно одинаковый, ускользающий от моего понимания смысл и временами повторялись, казалось, до слова! Когда я потерял уже всякую надежду о чем-либо договориться, я стал легонечко-так ей хамить, прерывая течение ее речей и беспардонно врываясь, очевидно, в мир ее грез о продаже велосипеда «за настоящую цену». Как ни странно, этот прием сработал – переговоры постепенно перешли в более конкретную форму, и, наконец-то, мне была назначена встреча и назван адрес (впрочем, без номера дома и квартиры). Номера телефона она тоже мне не оставила, мотивировав какими-то совершенно вздорными обстоятельствами. Оседлав свой каждодневный рабочий велик, я прикатил по снежной слякоти со своего района метро Динамо в Центр, на Малый Комсомольский переулок. Приехал я загодя и вот стою, жду, мерзну на углу Армянского переулка. Проходит назначенное время, еще десять минут, пятнадцать, двадцать, тридцать… И я понимаю, что меня «прокатили»… Кипя злостью, педантично выдерживаю час и отбываю ни с чем. «Не судьбец» - подумал я, в мыслях трехэтажно кроя почем зря зловредную владелицу гипотетического вело-шедевра. Не узнать меня на месте встречи было невозможно – человек с велосипедом был один-единственный не то что в Малом Комсомольском, а, подозреваю, что и во всей Москве, учитывая совершенно «нелётную» мартовскую погоду. Проходит неделя, раздается телефонный звонок, и в трубке я слышу знакомое: «Я владею таки-совершенно уникальным вилисипедом» - как ни в чем ни бывало! Тут уж я дал волю разгулявшимся нервам, не особенно и сдерживая прыгающие с языка идиомы! ;-) Охая и ахая, когда я набирал воздух в легкие для следующего воспитательного пассажа, тетка мне сообщила, что это меня не было на месте встречи, после чего я уже вознамерился повесить трубку, но услышал предложение встретиться там же через час. «Эх, была – не была» - подумал я и… согласился. И был тотчас же вознагражден сакральным знанием – тётку звали Софья Абрамовна, что она мне и сообщила таким тоном, как будто я тотчас же должен был пасть на колени возле телефона в экстазе. Не услышав грохота моих костей об пол, она, явно недовольная, буркнула: «Не опаздывайте!» - и повесила трубку, оставив меня в «немой сцене». Прыгаю в седло, приезжаю на место, стою, жду, мерзну. «Час Ч» наступил – никого. Переулок замер под стылым снего-дождем и только я топтал пятачок на углу Армянского и Малого Комсомольского, кровожадно вспоминая советы из «Молота ведьм» и конструкцию «испанского сапога», искренне оправдав несправедливо осужденную историей испанскую Инквизицию. 20 минут ожидания тянулись как бесконечная резина… За это время по переулку прошло от силы 5-6 человек… стоп! Одна тётка в каракулевой шубе и мохнатом ярко-красном подобии берета продефилировала уже трижды, как-то странно поглядывая на меня искоса. Тут я догоняю ее и громко говорю «Здравствуйте». Тётка подпрыгивает от неожиданности, а я, не теряя напора, въедливо замечаю: «Софья Абрамовна, вы опоздали на 20 минут!». Оборачивается с недовольной миной и отвечает: «Я-таки была не уверена, шо это ви». Мне оставалось только пробурчать, что в такой толпе несложно и потеряться. На улице мы были одни.

Долго ли, коротко, но после совещания с домочадцами, во время которого я со своим велосипедом «куковал» на лестничной площадке, меня пригласили в квартиру. Высоченные потолки некогда роскошного дореволюционного жилья, коридор, несколько комнат с закрытыми дверями и нереальный штабель деревянных и картонных ящиков с лаконичными надписями разноцветными карандашами: «Одежда №5», «Посуда №12», «Софочки вещи № 10», «Бьется №8» - хозяева, очевидно, съезжали. После очередного шушуканья за дверью, лысоватый старикашка вывел из комнаты велосипед. Аппарат был неплох, особенно для меня, тогда еще не избалованного велораритетами – немецкий гоночный Brennabor с колесами на деревянных ободах и задней двухскоростной втулкой. На ступице, после протирания пыли перчаткой, четко стали видны цифры «22», обозначающие год выпуска. Но, чем больше я смотрел на велосипед, тем большее разочарование меня посещало – он был изъезжен, разболтан и изношен до предела – цепь и звезды съедены, оббитые о бордюры металлические рамки педалей, разнобойные спицы, которые явно натягивались путем искривления их пассатижами, сорванная резьба на вилке, замененная на советскую покрышка седла, да еще и рама со следами давнего ремонта и с сорванной эмблемой – все носило следы интенсивной и безжалостной эксплуатации. Изначально велосипед был дорогой и качественной модели, но владельцы превратили его в полутруп. Стоило мне на секунду отвлечься, как за спиной возник голос хозяйки: «Так вот видите, вИлИсИпет совсем новый!» Не успел я и рта раскрыть, как полились волнами дифирамбы пополам с семейными преданиями: - Папа так его любил и берёг… - Он-таки ездил на нем только на службу… - Протирал тряпИчкой… - А колесЫ-то, колесЫ… - На седло кожу подарил сам Буденный… - Перегонял сталинский лЯмузин… - Бу-бу-бу, гу-гу-гу…

Когда выдыхалась тетка, вступал дребезжащий тенорок старикана, а когда смолкал он – эстафету принимала она; временами они ухитрялись переругиваться, находя все новые прекрасные эпитеты для описания раритета и даже вспотели. У меня же заболела голова и появилось ощущение, что я, как муха, плаваю в меду. Описания становились все красочнее и фантастичнее, а моих вопросов и ремарок эти два токующих глухаря не слышали вовсе. Громогласным и объединяющим возгласом: «Граждане, дозвольте слово молвить» - мне каким-то чудом все же удалось прервать бурлящий словесный поток.

Немецкий гоночный велосипед Brennabor 1922 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий гоночный велосипед Brennabor 1922 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

«Скажите, что вы хотели бы получить за велосипед?» - начал я… И тут тетка очень быстро и как будто бы растопырясь в каком-то подобии боевой стойки, сделавшей её похожей на старую ворону, почти прокричала речитативом: «Совсем-совсем-немного-всего-таки-семьсот-пятьдесят-долларов» - и уперлась в меня почему-то обвиняющим перстом. Я, признаться, был шокирован такой суммой – в 1992 году на нее можно было купить половину содержимого измайловского Вернисажа, а вторую половину тамошние антикварщики пропили бы на радостях. Не найдя ничего лучше, чем бросить банальнейшую для коллекционера фразу: «Таких и цен-то нет» - и с трудом удержавшись от того, чтобы не плюнуть на пол, я вознамерился гордо удалиться, поскольку никаких аргументов против хозяйского цено-произвола решительно не находилось. Вернее, аргументов-то был вагон и маленькая тележка, только слушать их никто не собирался, поскольку поднялся такой возмущенный гвалт, что я уж подумал, что «будут бить». Перекрикивая друг-дружку и голося, как на похоронах, тетка почти басом, а дед напротив – фальцетом, хором упрекали меня в неуважении-непонимании-необразованности-глупости и еще черт знает в чем. Старики размахивали и всплескивали ручками, закатывали в возмущении глаза, однако не торопились меня выпустить из квартиры. Потом прозвучал ожидаемый вопрос: «А что ви дадЕте»? Помножив из-за нервной обстановки сумму, к которой я готовился, надвое, я сказал: «Сотню»… И утонул в бурном море хорового возмущения. Сообразив, что на благополучный исход дела надеяться нечего, я направился к выходу. Трагический хор позади меня замолк, как будто его выключили из розетки и совершенно деловым голосом тетка спросила: «Таки-может вас еще хоть что-то интересует из серьезного антиквариата?». Слегка опешив от внезапной перемены, я промямлил: «Что-то военное есть, быть может?». После короткого совещания, в котором хозяева говорили одновременно и настолько быстро, что я ни слова не понял, дед, воздев палец кверху и гордо задрав костлявый подбородок, промолвил раздельно: «Фу-ра-же-чка!». Тетка, повернувшись ко мне, менялась на глазах – черты лица как будто стекли книзу, на глазах появилась влага, а на щеках – румянец, из рукава она извлекла носовой платок величиной с кухонное полотенце, промокнула глаза, отсморкалась и загробным голосом торжественно произнесла с запинкой: «Папина… фуражка». Думаю, что сам Станиславский отбил бы ладони, рукоплеская столь верной и успешной последовательнице его системы.

После короткого совещания полушепотом, старикан отбыл во внутренние помещения квартиры, ухитрившись протиснуться в дверь, открытую едва ли сантиметров на 15 – вероятно, чтобы я не усмотрел штабеля золотых слитков в соседней комнате. Тетка осталась стеречь меня, очевидно подозревая, что я сбегу вместе с двумя велосипедами. Чтобы я не скучал, меня развлекали бесконечной историей про папу - «ви-знаете-какой-это-биль-человек», при этом не сообщая ровно никакой конкретной информации. Мои остекленелые глаза хозяйку ничуть не смущали и речитатив не замолкал ни на секунду. За закрытой дверью слышалась возня и глухие удары, а я все гадал, что же там происходит? Минут через десять дверь приоткрылась а в прихожую просочился старикашка, неся в руках картонную коробку, накрытую тряпкой. Выстроившись в шеренгу с супругой и как будто даже подровнявшись, хозяин на вытянутых руках протянул мне коробку, а Софья Абрамовна жестом фокусника сдернула тряпицу. Мизансцена была построена настолько волнующе, что я невольно вытянул шею, заглядывая в коробку и ожидая увидеть там по крайней мере маршальский головной убор. И совершенно опешил, увидев на дне какие-то разноцветные лоскутки. Безымянный дед вытряхнул содержимое коробки на стул и тут я понял – это действительно фуражка... Была… До того, как ее распороли на мельчайшие составляющие… А еще со всей очевидностью стало понятно, что «прекрасный-распрекрасный-папа» был НКВД-шником. Ошибиться было невозможно – «блин» синего цвета, оставшийся от тульи и краповая ленточка околыша говорили сами за себя. Сил на ехидные замечания уже не оставалось и потому я просто развернулся на каблуке и процедив: «Не интересно» - направился к выходу. Сзади в два голоса доносились оценочные суждения по поводу моей некомпетентности и несерьезности. Спускаясь по лестнице с велосипедом на плече я тихо и изобретательно матерился, вспомнив специфические идиомы, почерпнутые в походах и экспедициях у моряков, летчиков и геологов.

В те годы меня очень редко постигали подобные неудачи – обычно так или эдак, покупкой или обменом, но я находил возможность приобрести интересующую меня вещь для коллекции – причиной того была слабая востребованность велосипедной темы, где серьезных «интересантов», кроме меня, не наблюдалось долгие годы. Ну и мой фанатизм, наверное – я почти всегда находил возможность заработать требуемую сумму или умудрялся найти всех удовлетворяющий, пусть и многоходовой обмен. Но тот «облом» с «Бреннабором» помнился долго и довольно болезненно…

Прошло лет семь, наверное, и кто-то из знакомых поведал мне, что распродается коллекция Музея Моды и среди экспонатов есть пара велосипедов. Я созвонился с женщиной, ведавшей распродажей и договорился о посещении. Коллекция хранилась в помещении какого-то клуба или театра во дворах на пересечении Нового Арбата и Новинского бульвара. Меня встретила очень милая дама и привела в полутемный зал, на сцене которого стояли стойки с бесконечными рядами вешалок со старинной одеждой. К бортику авансцены были прислонены два велосипеда. Еще с середины зала меня разобрал истерический смех – я узнал ЕГО! Черт возьми, одним из них был тот самый Бреннабор из слякотной весны девяносто второго!!! Моя провожатая странно и с улыбкой посмотрела на меня.

- Вам знаком этот велосипед?

- Еще бы! Из меня за него едва не выпили все жизненные соки, включая желудочный!

- В Малом Комсомольском?

- Ну да! Софья, как там её… «Шо ви дадЕте, хо ви хочИте»… Абрамовна с муженьком. И покойным НКВД-шным папой.

Женщина тихо рассмеялась:

- Вы представляете, я сама не поняла, как и зачем тогда купила этот велосипед… Поехала забирать какую-то одежду, а уехала на такси с ворохом тряпок и «двухколесным другом».

- Они вдвоем вас заболтали?

- Не то слово! Я пришла в себя уже дома. Как цыгане на базаре охмурили.

Мы, хихикая, вспоминали за чаем странные нравы хозяев почти по Булгакову «нехорошей квартиры» и как-то быстро пришли к обоюдному согласию по поводу продажи велосипеда. Честно говоря, я даже не помню, на какой сумме мы договорились, но оба остались вполне довольны и результатом и процессом переговоров. Так велосипед после многолетнего пребывания «в нетях» все же попал в мою коллекцию. Признаться, за минувшие 20 с лишним лет состояние велосипеда не изменилось – я так и не начал реставрацию, хотя и нашел все утраченные и поломанные первыми владельцами части. Бреннабор долгое время стоял в моей экспозиции в Музее Академии Физкультуры, а после ликвидации музея – висел на стене в квартире, а потом в мастерской. Надеюсь, что все же решусь в ближайшее время начать реставрационные работы – велосипед-то интересный, да и история забавная! ;-)

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Немецкий гоночный велосипед Brennabor 1922 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий гоночный велосипед Brennabor 1922 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий гоночный велосипед Brennabor 1922 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий гоночный велосипед Brennabor 1922 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Рекламный проспект велосипедов Brennabor на сезон 1908 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Рекламный проспект велосипедов Brennabor на сезон 1908 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.