Обозначение локомотивов
На государственных железных дорогах Пруссии и Гессена (Сейчас земля Гессен находится в самом центре Германии и граничит с землями Северный Рейн-Вестфалия, Нижняя Саксония, Тюрингия, Бавария, Баден-Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц. Самый крупный город Гессена: Франкфурт-на-Майне. Столица — город Висбаден ), паровозы получили следующие общие символы, которые обозначали для чего эти локомотивы были предназначены:
S Локомотивы скорого поезда с прицепным тендером (Schnellzuglokomotiven mit Schlepptender)
Р Локомотивы пассажирского поезда с прицепным тендером (Personenzuglokomotiven mit Schlepptender)
G Локомотивы грузовых поездов с прицепным тендером (Güterzuglokomotiven mit Schlepptender)
Т Тендерные локомотивы или танк-паровозы (Tenderlokomotiven)
Классы имели подклассы (в зависимости от мощности? – я не смог точно перевести), которые обозначались арабскими цифрами. Дальнейшее развитие подклассов вылилось в появлении индексов, например, Т 93. Очень часто в литературе вместо индекса печатали Т 9.3.
Непрерывная нумерация проводилась для всех 18 отделений отдельно и их номер добавлялся к номерам локомотивов (то есть индекс обозначал отделение железной дороги, как я понимаю - поправьте, пожалуйста, через личку).
В отличие от них, Баварская государственная дорога с 1901 года использовала буквы, которые обозначали локомотив и его количество осей. Например, шестиосный локомотив скорого поезда с тремя спаренными осями обозначался S 3/6.
В итоге получилось, что при создании Германской имперской железной дороги ( DRG = Deutsche Reichsbahn-Gesellschaft) в стране было около 400 типов паровозов!
При создании единой системы обозначений серий за основу взяли двухзначные номера до 99, причем в них были зарезервированы номера для будущих локомотивов.
Классы (Baureihen = BR) использовались следующим образом:
01-19 локомотивы скоростных поездов
20-39 локомотивы пассажирских поездов
40-59 локомотивы грузовых поездов
60-61 тендерные локомотивы (танк-паровозы) скоростных поездов
62-79 тендерные локомотивы (танк-паровозы) пассажирских поездов
80-96 тендерные локомотивы (танк-паровозы) грузовых поездов
97 локомотивы зубчатых дорог (Zahnradlokomotiven)
98 Локомотивы местных дорог (Lokalbahnlokomotiven)
99 Локомотивы узкоколейных дорог (Schmalspurlokomotiven)
Кодировка локомотивов с другим видом тяги также разделялась на классы с дополнительными кодовыми буквами. Например, классы для электровозов выглядели следующим образом:
E 01-E 29 локомотивы скоростных поездов
E 30-E 59 локомотивы пассажирских поездов
E 60-E 99 локомотивы грузовых поездов.
В пределах каждого класса локомотивы получали трех или четырехзначные номера, которые добавлялись к обычному номеру через пробел (небольшой промежуток).
После Второй мировой войны такая система обозначений продолжала использоваться без больших изменений. Однако, в результате подготовки перехода на компьютерные системы управления, в 1968 году ввели совершенно новую систему индентификации.
Все моторные единицы получили идентификационный номер из шести цифр, разделенных тире.
Первая группа из трех цифр обозначают класс, а вторая группа цифр – порядковый номер.
Первая цифра первой группы обозначает вид транспортного средства, тем самым заменив буквенное обозначение. Сравнение старых и новых обозначений указаны в таблице:
Вторая и третья цифры номеров новых классов соответствуют, обычно, старому двухзначному основному номеру.
Также следует отметить, что остальные три цифры тоже брались из старого обозначения, насколько это было возможным.
Для Федеральных железных дорог Австрии сегодня существует аналогичная система, однако номер серии состоит не из трех, а из четырех цифр. Первоначально номера были двухзначными, а теперь они пишутся через точки и дополняются для локомотивов обязательной контрольной цифрой для электронного контроля.
Швейцарские федеральные и многочисленные частные железные дороги до сих пор используют буквенную запись, которая восходит к системе 1859 года. Просто, в современной системе добавлены буквы для более многочисленной идентификации.
Локомотивы швейцарских дорог:
R максимальная скорость свыше 110км/час
A максимальная скорость свыше 80км/час
B максимальная скорость от 70 до 80км/час
C максимальная скорость от 60 до 65км/час
D максимальная скорость от 45 до 55км/час
E маневровые локомотивы (а также тендерные локомотивы)
G узкоколейные локомотивы
H Локомотивы зубчатых дорог
T Тракторы*
Х Служебные поезда
* (Добавил Сергей Т.) Тракторы - они и есть тракторы. Понятие восходит к тем временам, когда для вспомогательных работ на жд обычные трактора ставили на рельсовый ход. На современном уровне достаточно устарело, поскольку производятся специализированные машины. Можно сформулировать так: Трактор - локомотив малого класса с дизельным/карбюраторным/электро- двигателем, предназначенный для легких маневровых и вспомогательных работ по станции. Дополнительная буква в классификации обозначает тип двигателя (Тм, Те, Тем).
Интересно, что в Швейцарии такие машины есть почти на каждой станции государственных и частных дорог.
Пожалуй, наш аналог - мотовоз. :) Хотя, современные швейцарские трактора ближе к ТГК-2 и иже с ним....
Несколько картинок из сети, от старого к новому.
Breuer AG Höchst at Frankfurt/Main, www.voisin.ch/vvt/materiel/autres/breuer_e.html
класс Тм
Те 215 , бывш. Тм 215 (1925, переделан в 1956) - http://4rail.net/ch/bls-tm-215.jpg
Te III tractor 140 http://www.michaeltaylor.ca/swiss/140a.html
и современный - ftp://nic.funet.fi/pub/pics/railways/Sw ... 234-73.jpg
В моделях это выглядит так: Tm II 838 SBB -> Arnold 2074
SBB Tm -> Pirata - ограниченный выпуск:
Моторные и пассажирские вагоны швейцарских дорог
R Скоростные моторные вагоны с максимальной скоростью до 110км/час
A 1й класс
B 2й класс
D Багажный вагон/багажное отделение
Z Почтовый вагон/почтовое отделение
WR Вагон-ресторан
WL Спальный вагон
S Вагон-салон
h моторный вагон зубчатой дороги
t вагон с кабиной управления
r ресторанное отделение (бар)
Вид тяги
е Электрическая
m дизельный или бензиновый двигатель
em тяговый подвижной состав, работающий на двух источниках энергии
Количество осей
Количество осей представляется в виде дроби, числитель – количество спаренных (ведущих) осей, знаменатель – общее количество осей.
Индекс
Римскими цифрами I, II и т. д. обозначаются различные модификации одной и той же серии.
Идентификационные буквы объединяются по мере необходимости, то есть для автомотрисы серийное обозначение будет RABDe 8/16.
Для современных Bo'Bo' Электролокомотивов серийное обозначение будет Re 4/4, а для нового «Локомотива 2000» индекс модификации достиг уже VI.
В 1988 году SBB представила новую номерную систему, которая заменила прежние названия и Re 4/4 II обозначается как 420.
На сегодня всё.
Все фотографии из открытых источников в Интернете.
С уважением,
Не буду кривить душой - лайки приятны, но еще важней подписка, так как Вы всегда будете в курсе новых публикаций!
Буду рад дополнениям к материалу.