Не знаю, как вы, а я в последние годы вижу нарастание родительского невроза на тему «если ты, мой ребенок, не будешь учиться ещё больше, то всё пропало!» К 6-7 урокам в школе добавляются факультативы, к факультативам репетиторы, и вот уже совершенно истощенный старшеклассник бормочет «Если я не поступлю, то ВСЁ!!!» При этом если мальчику может «грозить» армия, то девочкам-то ничего не грозит, а страхов, зачастую, не меньше. Здесь очень много стыда не оправдать доверие родителей, стыда о напрасно потраченных деньгах на репетиторов, стыда, что «тупой» или «тупая»… Старшеклассник крупного города из «приличной» семьи увы, часто клиент невролога и гастроэнтеролога.
Более-менее выживают в этой ситуации те ребята, которые параллельно занимаются спортом для удовольствия, а не для рекордов. Да, при этом они могут быть разрядниками – но главное, они получают радость от движения, побед, командной работы. То есть выживают такие дети в нашей потогонной системе за счет того, что, во-первых – часто меняют сферу деятельности, а это физиологически правильно. Ноги бегают – мозг отдыхает, голова считает или сочиняет – ноги оставили в покое. Во-вторых, спортсмены привыкли мобилизовываться и рассчитывать силы. Кто-то спринтер, кто-то стайер – все знают свои сильные стороны. Ну и в-третьих – любые спортивные состязания, это во многом состязание воли. А она воспитывается.
Так вот, ещё академик Павлов давным-давно написал, что «долбление в одну и ту же клетку» коры головного мозга приводит к преобладанию торможения, а затем к утомлению. Так что и производительность падает до нуля, и человек устаёт. И по сути, когда истощенный мозг отключается от реальности, включается, по Павлову, «охранительное торможение». Всё, система перегрелась, стоп. Однако особо ретивые родители списывают утомление на капризы и лень…
Советская педагогика вообще старалась дружить с физиологией и активно пропагандировала смену деятельности, для чего были разработаны варианты режима дня для школьников младших и старших, для учащихся 1 и 2 смены. Давайте посмотрим, какой распорядок предлагался учащимся первой смены в 50-е – 60-е годы:
Пробуждение…………07.00. – 07.15
На пробуждение отводится 15 минут - хотя везде ребятам рекомендовалось вставать сразу, как проснешься, физиологи понимали, что с телом надо обращаться как с мотором: "выключай сразу, включай медленно"
Утренняя гимнастика, обтирание, умывание………….7.15. – 7.45.
Утренний завтрак (NB: так написано в рекомендациях, не знаю, бывает ли завтрак не утренним?)))…….7.45 – 8.00
Дорога в школу…….. 8.00 – 8.20
Занятия в школе (учебные занятия и общественная работа)……8.20. – 14.30
Дорога из школы домой…………14.30 – 15.00
(Обратите внимание, дорога домой запланирована чуть больше по времени – и это логично, кто-то захочет по пути поболтать с друзьями, кто-то зайдет в магазин за тетрадками, а может, просто школьник пойдет домой неспеша…)
Обед……15.00. – 15.20
(Видимо, здесь подразумевается, что обед готов и его достаточно быстро разогреть).
Пребывание на воздухе……15.30 – 17.00.
Вот это всегда было самым святым моментом режима – я помню, как ещё в начальной школе нам всегда говорили, что после обеда непременно надо погулять и только потом садиться за уроки! Увы, я всегда этот пункт нарушала – мне было проще быстро написать заданное и отправляться гулять уже с чистой совестью.
Под пребыванием на воздухе подразумевались «подвижные игры и развлечения, спорт». Кто застал СССР в школьном возрасте, помнят, что во дворах были и турники, и спортивные площадки, зимой заливались катки. Конечно, никто с этих площадок не расходился ровно в 17.00. Частенько азартных футболистов и их болельщиков гнали домой вернувшиеся с работы родители…
Приготовление уроков……….17.00. – 20.00
Здесь явно учтено максимальное время, объем заданий был вполне человеческим, разве что над сочинениями или особо заковыристыми заданиями надо было попотеть… Не злоупотребляли ни «творческими заданиями», ни рефератами, хотя доклады были, но как правило, как часть общественной работы – например, доклады к политинформации, к пионерскому или комсомольскому собранию.
Ужин и свободные занятия…..20.00. – 21.30
В это время уже вся семья собиралась дома. Ужинать могли и вместе, и по отдельности – в зависимости от режима работы, а после ужина, как правило, занимались чем-то тихим и неторопливым: читали, вышивали, штопали, беседовали о чем-то…
Приготовление ко сну…………21.30. – 22.00
Сон………………………………22.00. – 7.00.
Рекомендации эти были приблизительными – «…невозможно, да и не нужно, чтобы распорядок жизни у всех был совершенно одинаковым. Одни затратят несколько больше времени на приготовление уроков, другие – на занятия спортом, третьи – на чтение книг. Но основные принципы организации режима должны строго выполняться».
И конечно, школьники не жили на всём готовом: деревенским надо было и наколоть дров, и помочь на огороде, и наносить воды, городским – отнести бельё в прачечную, помочь с покупкой продуктов, забрать младших из детского сада (да, это было нормальным, и старшим детям спокойно доверяли маленьких)… Многие сами готовили ужины к возвращению родителей, убирали в доме, что-то мастерили…
Как вы думаете, устарели ли эти советы? Нужно ли жертвовать отдыхом во имя желанного поступления в вуз любой ценой? Удавалось ли вам в ваши школьные годы соблюдать режим дня? Хотели бы вы, чтобы ваши дети могли жить в подобном режиме?
Если вам было интересно – ставьте лайки, пишите комментарии и подписывайтесь на Чердак Умной Эльзы, где найдется место самым разным приметам и предметам ушедшего времени.
#воспитание #режим дня #советский быт #советская школа