Найти тему
МОСГОРТУР

6 цитат из фильма «Сто дней после детства», которые вы на самом деле не услышите в лагере

Оглавление

Фильм Сергея Соловьева «Сто дней после детства» о первой любви и взрослении – это то, что обязательно стоит посмотреть вместе с ребенком-подростком.

Однако этот киношедевр точно не лучший образец того, как устроен детский лагерь. Мало того, что смена длится все лето, так еще и герои, работающие в «Лесном острове», говорят то, что вряд ли скажут настоящие вожатые, воспитатели, руководители смен и врачи. В этой статье мы собрали цитаты из фильма, которые вряд ли можно услышать в детском лагере, и объяснили почему.

Кадр из фильма "Сто дней после детства" (реж. Сергей Соловьев, 1975 г.)
Кадр из фильма "Сто дней после детства" (реж. Сергей Соловьев, 1975 г.)

«Я, видишь ли, по профессии скульптор, а вовсе не педагог. И оттого я вас, честно говоря, боюсь»

Это слова Сергея Борисовича – вожатого лагеря, где отдыхали главные герои фильма: Митя Лопухин, Лена Ерголина, Соня Загремухина и Глеб Лунев. Вожатыми действительно могут быть и скульпторы, и художники, и историки, и айтишники. Однако все они обязательно проходят обучение и практику в Школе вожатых, поэтому детей они точно не боятся, а наоборот – с удовольствием взаимодействуют с ними.

«Мальчик, сними, пожалуйста, шляпу. У тебя в ней дурацкий вид»

Так сказала одному из детей старшая вожатая, которую в фильме сыграла Нина Меньшикова. И это, конечно, очень непедагогично. Единственное, на что может обратить внимание вожатый, –чистота одежды. Например, если ребенок постоянно носит одну и ту же испачканную футболку, вожатый поговорит с ним, узнает, есть ли у него другая одежда, и предложит сдать вещь в стирку. Унижать и оскорблять ребенка при всем отряде вожатый точно не будет.

Кадр из фильма "Сто дней после детства" (реж. Сергей Соловьев, 1975 г.)
Кадр из фильма "Сто дней после детства" (реж. Сергей Соловьев, 1975 г.)

«Еще одна реплика с места, Лопухин, и ты пойдешь гулять в лес»,

говорит все та же старшая вожатая Ксения Львовна минуту спустя. Однако такие методы наказания детей в лагере не применяются. Тем более, что ребенок всегда должен быть под наблюдением вожатых.

Что же сделает вожатый, если ребенок будет пренебрегать правилами и вести себя вызывающе? Он поговорит с ребенком наедине, выяснит причину такого поведения и постарается подобрать для него новые виды деятельности. Например, посещение кружков и секций или помощь в организации отрядной работы. Главное – чтоб это было интересно ребенку.

Кадр из фильма "Сто дней после детства" (реж. Сергей Соловьев, 1975 г.)
Кадр из фильма "Сто дней после детства" (реж. Сергей Соловьев, 1975 г.)

«Кальций. Ты его попей, он укрепляет»

Так доктор лагеря назначает Мите Лопухину таблетки и протягивает ему сразу целую пачку, забывая при этом рассказать, по сколько таблеток и сколько раз в день их нужно принимать. На самом деле бесконтрольный прием лекарственных препаратов в лагере невозможен. И если ребенку необходимо взять с собой какие-либо лекарства и продолжить их прием в лагере, то родители должны заранее предупредить об этом администрацию и врача. Не требует специального разрешения использование лейкопластыря, ватных палочек, детского крема, а также мазей от комаров и загара.

«Ребята, сегодня всем лагерем мы едем с вами в соседний колхоз. Вас пошлют на капусту. Работа нетрудная, но требует внимания и аккуратности. От вашего труда зависит урожай ценной культуры. Лучший отряд на капусте получит сегодня за обедом двойную порцию консервированного компота из вишен. Ну как, нравится?»

Кадр из фильма "Сто дней после детства" (реж. Сергей Соловьев, 1975 г.)
Кадр из фильма "Сто дней после детства" (реж. Сергей Соловьев, 1975 г.)

Помощь колхозам, как и сами хозяйства, давно канули в Лету. Однако услышать такую фразу в лагере невозможно не только по этой причине. Дело в том, что в каждом лагере есть программа смены, все ключевые мероприятия указываются в договоре при покупке путевки. И работа на грядках за компот точно не входит в список лагерных мероприятий, ведь дети приезжают туда, чтобы отдохнуть, оздоровиться, найти друзей, получить полезные знания и развить свои творческие способности.

«Два подростка ненавидят друг друга. Само по себе это отвратительно. С этим надо кончать. Поэтому я предлагаю педагогический эксперимент <…> А давайте их пошлем вдвоем в село за сметаной. Сметану они повезут на телеге, пусть волокут ее вдвоем. Так сказать, в одной упряжке».

В фильме эта идея привела к объяснению между Лопухиным и Луневым и драке. На самом же деле, когда между детьми назревает конфликт, вожатый пытается выяснить его причины и пытается решить данную ситуацию с помощью игр на сплочение, коллективного творческого дела и антиконфликтных огоньков.

Кадр из фильма "Сто дней после детства" (реж. Сергей Соловьев, 1975 г.)
Кадр из фильма "Сто дней после детства" (реж. Сергей Соловьев, 1975 г.)

Если дело все же доходит до драки, то вожатый должен разнять дерущихся и постараться не допустить ее повторения. Также о случившемся можно сообщить старшему вожатому и психологу лагеря, чтобы они помогли разрешить конфликтную ситуацию. При этом важно объяснить детям, что в любом случае драка — неприемлемый способ решения проблем.