Не так давно Правительство Москвы опубликовало изменения в правилах оформления пропусков для въезда в Москву. Мы постарались посмотреть на них с разных сторон и понять, какие из них действительно смогут улучшить работу грузоперевозчиков, а какие только делают вид, что смогут.
Часть из них оказались временными, но всё равно полезными, часть полезными, но из-за отсутствия конкретики недопонятыми, а некоторые, на наш взгляд, — совершенно неработающими. Например, возможность оформлять пропуск самозанятым.
Мы ни разу не сталкивались на практике с тем, чтобы у грузоперевозчика с собственным автомобилем был статус самозанятого. В основном они выступают в качестве ИП. И такое выбор не случаен — его диктуют законы, которые регулируют отрасль, а также уклад работы.
В этом материале мы, ГК SAMCOM, решили разобраться, почему среди грузоперевозчиков нет самозанятых, а также понять, выгоден ли этот статус в сфере грузоперевозок.
Законы — наше всё
В первую очередь разберёмся в этот вопросе с точки зрения законодательства.
Теоретически любой перевозчик может стать самозанятым, так как доставка грузов есть в списке деятельностей, которые могут облагаться налогом на профессиональный доход (НПД). Но рассмотрим несколько других законов, которые связаны с деятельностью грузоперевозчиков.
Начнём с самого главного — Федерального закона от 08.11.2007 N 259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». В нём есть определения всех участников процесса грузоперевозки. Перевозчик там определяется как «юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и груз управомоченному на их получение лицу».
Нет понятия «самозанятый» и в Гражданском кодексе РФ.
Скорее всего это связано с тем, что проект по внедрению налога на профессиональный доход носит экспериментальный характер до 2028 года. И только после того, как он окажется успешным, его могут внести в основные законы нашей страны.
Плюс к этому один из основных документов для каждого грузоперевозчика — путевой лист — могут составлять тоже только ИП и юридические лица.
Но также мы знаем, что платить НПД могут не только физические лица, но и ИП.
Получается грузоперевозчики могут стать самозанятыми в статусе ИП?
Но реалии важнее
ИП, которые платят налог на профессиональный доход, в своей сфере мы не встречали. Но по закону это вполне реально. Если брать во внимание, что у самозанятых есть свои преимущества в работе, то в целом такой переход можно назвать выгодным:
- Не нужно подавать налоговую декларацию.
- Платить налоги нужно помесячно и только в те месяцы, когда был доход.
- Низкие налоговые ставки: 4% — на поступления от физических лиц, 6% — на поступления от компаний.
- Возможность вернуться к старой форме налогообложения в любое удобное время.
- Страховые и пенсионные взносы не обязательны.
Но только в других сферах. НПД не подходит для работы в грузоперевозках. На это есть свои причины:
- Не даёт возможность нанимать подчинённых.
- Ограничивает доход (не более 2,4 млн в год).
- Не учитывает расходы грузоперевозчика (которых, к слову, немало), а облагает налогом все доходы.
Получается, выбирая такой вид налогообложения, грузоперевозчик ограничивает себя в росте как с точки зрения масштабирования своего дела, так и с точки зрения дохода. А так как в отрасли огромные расходы, которые с каждым годом только увеличиваются, то, конечно, такие ограничения совершенно не выгодны грузоперевозчикам.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать о логистике, грузоперевозках и транспорте ещё больше.