Найти тему
Кто такая АнглоМАМА?

Позитивная дисциплина / положительная дисциплина. Что это? Суть подхода.

Оглавление

С чем у вас ассоциируется «дисциплина»? К сожалению, большинство людей ассоциируют ее прежде всего с наказанием. На самом деле, слово происходит от латинского «disciplina» — учёба, воспитание.

Все без исключения родителей порой чувствуют себя беспомощными, сталкиваясь с детскими, плохим поведением, провокациями со стороны детей. И даже если мы понимаем, почему дети ведут себя таким образом, остается вопрос «Что с этим делать»? Еще несколько десятков лет назад в арсенале родителя был довольно ограниченный набор действий: отругать, ударить, наказать, поставить в угол, привести пример «хорошего» ребенка, который так не делает. Родители не сомневались, что это единственный правильный выход, ведь так воспитывали их и предыдущее поколение. Современным родителям труднее. На каждом углу мы слышим о негативном влиянии физических наказаний и словесных унижений на формирование самооценки и личности ребенка. Мы это усвоили. Но почему-то никто не объяснил, что делать вместо этого. Хотелось бы точно знать, как поступать в конкретных ситуациях, чтобы это было эффективно и не во вред ребенку.

«Нет плохих детей, есть только хорошее и плохое поведение» (There are no bad children, just good and bad behaviors) – девиз приверженцев позитивной дисциплины

Оказывается, есть глубоко проработанная воспитательная система, которая покорила западные страны. Она активно применяется в семьях и образовательных заведениях и уже принесла удивительные результаты, получила широкое распространение и добралась до России. В оригинале это явление носит название Positive Discipline. На русский переводится как "положительная дисциплина" или "позитивная дисциплина" и в названии кроется основной смысл: данная система сосредотачивает внимание на положительных аспектах поведения. Она основана на закреплении положительного поведения и отучении от плохого поведения без наказаний словесных или физических.

На самом деле не совсем правомерно называть этот подход новым, ведь первые техники позитивной дисциплины были опробованы в Вене в 1920-ых годах и позднее в 1930-ых начали распространяться в США. Как и любой воспитательной системы у нее был долгий путь формирования, тестирования, изучения и экспериментов. Данная система разрабатывается Доктором Джейн Нельсон, с опорой на исследования Альфреда Адлера и Рудольфа Дрейкурса. Положительная дисциплина учит важнейшим социальным и практическим навыкам с присущим ей глубоким уважением к родителям и детям.

Данная система изложена в нескольких десятках книг, которые специализируются на разных возрастных группах и разных сферах применения. Большинство из пока правда не переведены на русский язык. Предлагаю ознакомиться с 5-ю важнейшими критериями позитивной дисциплины, переведенными с английского с сайта первоисточника и дополненные личными примерами:

1. Родитель действует добро и настойчиво. Пресекая плохое поведение, родитель не жесток и не зол, он спокоен, доброжелателен, но вместе с тем непреклонен. Люди всегда будут следовать лишь за уверенным лидером и дети не исключение, позвольте им почувствовать, то у вас все под контролем.

2. Позволяет детям чувствовать связь с родителем и значимость для них. Нет ничего более умиротворяющего, чем знать, что тебя принимают любым. А чувство, что тебя не любят, от тебя откажутся, бросят в момент истерики только добавляют тревожности и мешают обрести контроль над эмоциями.

3. Позитивная дисциплина ориентирована на долгосрочную перспективу. Наказание и запугивание могут быть эффективны в моменте, но несут негативные последствия в будущем.

4. Ребенок усваивает ценные навыки поведение в обществе, потому что видит, как их проявляет родитель. Мы можем годами объяснять и читать сказки про заботу, сочувствие, уважение с ребенком, но первостепенную роль играют поступки самого родителя. И если в критический момент капризов и истерик родитель теряет самообладание и прибегает к тому, против чего сам выступает, все старания напрасны.

5. Методы позитивной дисциплины позволяют ребенку осознать, на что он способен и как использовать свою внутреннюю силу конструктивным путем.

Как действуют на практике некоторые механизмы данной системы:

Взаимное уважение.

Не стоит обзывать ребенка жадиной, если он плачет и не хочет делиться любимой игрушкой. Оскорбление будет только провоцировать и подкреплять подобное поведение. Не давите, а ищите другой выход. Уведите ребёнка играть в другое место или предложите поделиться другой игрушкой.

Поиск причин, которые стоят за плохим поведением

Вместо того, чтобы ругать ребенка за разбитую вазу, узнайте, зачем он вообще ее трогал. Возможно он хотел вытереть с нее пыль.

Фокус на решениях проблемы, в не на наказании

Прежде чем ругать и наказывать за чужую сломанную игрушку, подумайте, как можно улучшить ситуацию. Может, ее можно починить или подарить обиженному ребенку какую-нибудь свою.

Перенаправление плохого поведение

Если ребенок плохо себя ведет в супермаркете, попросите его помочь с выбором какого-нибудь фрукта. И будьте готовы принять его выбор.

Источник: https://www.positivediscipline.com/

Спасибо, что оценили статью! На своем канале Английский с Рождения я рассказываю о передовых методиках воспитания и личном опыте, а так же делюсь результатами воспитания своего сына русско-английским билингвом. Буду рада обсудить и ответить на ваши вопросы.