Найти тему
Icon Life

Как Китай за семь десятилетий изменил песчаную землю возрастом более 1000 лет

чВ репортаже, впервые опубликованном в журнале Beijing Review, рассказывается об удивительном человеке по имени Ши Гуанъинь, который много лет назад начал бороться с опустыниванием земель и преуспел в этом, привлекая внимания и обретая новых сторонников.

Нужны двое взрослых, чтобы полностью обнять первое дерево, посаженное Ши Гуанъинь, которое растёт на южной окраине песчаной земли Маовусу, одной из четырех крупнейших песчаных земель в Китае. Ши, уважаемый герой, борющийся с опустыниванием, посадил это дерево ещё в 1984 году. «Мне оно очень нравится; оно похоже на моё собственное дитя», - сказал он Beijing Review.

Больше новостей в нашем telegram-канале Icon Life, подпишитесь, чтобы узнавать первыми

Ши родился в семье фермера в Динбянь, уезде под юрисдикцией Юйлинь провинции Шэньси на северо-западе Китая. Округ расположен на южной окраине Маовусу, где в пятидесятых годах прошлого века 39% территории округа было покрыто песком, а общая зелень составляла всего 0,5%. В этом районе часто бывают песчаные бури. «Мы переезжали девять раз за жизнь моего отца, когда песчаная буря обрушила раз за разом наши дома», - сказал Ши. Что еще хуже, Ши, когда ему было восемь лет, потерял друга во время песчаной бури. С тех пор он преисполнился решимости бороться с «демоническим песком».

В начале 1950-х годов китайское правительство пыталось озеленять северную часть Китая, как раз ту область, которая в наибольшей степени была подвержена эрозии. С 1984 года жителей Китая поощряли сажать растительность на песчаных землях и бесплодных холмах. «Я считал, что пора осуществить мою мечту», - рассказывает Ши. Ши арендовал 233 гектара песчаной земли для посадки деревьев и объединился с шестью односельчанами для выполнения своей миссии по озеленению. Он стал первым фермером, заключившим контракт на заброшенные земли в борьбе Китая с опустыниванием.

Самой большой проблемой было отсутствие финансирования, даже, несмотря на то, что Ши продал весь свой скот. То же самое сделали и другие люди, которые присоединились к нему. В итоге, для воплощения своих планов в жизнь они даже взяли ссуду, в результате чего новой компании удалось собрать достаточно средств для покупки саженцев. К счастью, в том году даже погода была в их пользу. «У нас было достаточно дождя. И 85% наших саженцев выжили в первый год», - сказал Ши.

Успех побудил новую команду по озеленению быть более амбициозной, после чего в 1985 году они арендовали ещё 3 867 гектаров песчаных земель в округе Лангвоша, который оказался крепким орешком. Температура на поверхности в Лангвоша колебалась от 60 градусов тепла летом до минус 40 зимой с огромной силы ветрами. Сохранить саженцы живыми в такой негостеприимной среде было огромной проблемой.

Ши и его команда жили в невыносимых условиях, но не сдавались. «Мы ели лепешки из высокогорного ячменя и пили грунтовую воду из ямы шириной 1 метр, которую вырыли, используя стебли тростника в качестве соломы», - сказал Ши. Дважды они потерпели неудачу и участники команды начали покидать её, не в силах справиться с невзгодами. Ши уважал их выбор, но всё ещё держался за свою мечту, говоря, что будет сражаться за свою мечту до последнего вздоха.

Перед третьей попыткой озеленения в 1987 году ему сказали, что для защиты саженцев необходимо сделать барьеры. После того, как саженцы были посажены, его команда посеяла семена травы, которые пустили корни, стабилизировали песок и покрыли землю, тем самым создав барьер для защиты саженцев. Так, спустя два года команде Ши удалось превратить Лангвошу в зеленую землю.

После трех десятилетий упорного труда некогда бесплодная пустыня превратилась в лес. Такие животные, как птицы, лисы и фазаны, впервые появились в новом оазисе. Часть земли в Лангвоша теперь покрыта мхом, что невероятно радует Ши. «Это означает, что вода удерживается, а движущийся песок превратился в почву», - говорит Ши Цзяньян, внук Ши Гуанъиня.

Ши Гуанъинь не одинок в своих усилиях по озеленению. Как частные лица, так и государственные фермы предприняли многочисленные смелые усилия по озеленению Маовусу за последние семь десятилетий. В 2020 году лесной покров на Дингбиане достиг 29,2%, после чего стал единственной в мире пустыней, прирученной человечеством. «Раньше нас отгонял движущийся песок. Теперь мы оттеснили его», - сказал Ши Гуанъинь.

В начале июня этого года Ши Гуанъинь был номинирован на награду, вручаемую выдающимся членам Коммунистической партии Китая по случаю столетия основания крупнейшей в мире партии. Однако, успех не означает, что жители Маовусу теперь могут почивать на лаврах. По словам Ши Чанчуня, декана Шэньсиского научно-исследовательского института по борьбе с песками, леса в Маовусу созданы человеком, но их экосистемы хрупки и нестабильны.

Сочетание ограниченного разнообразия деревьев и высокой плотности привело к серьезным заражениям вредителями и вырождению деревьев в лесу. Кроме того, многие деревья, такие как тополя, посаженные около 50 лет назад, вымирают, поскольку достигли конца своего биологического цикла. «Маовусу снова рискует превратиться в песчаную землю», - сказал Ши Чанчунь в интервью Beijing Review. Он советует принять специальный закон для лучшей защиты искусственных лесов, подкрепленный новыми индивидуальными руководящими принципами и фондами.

Фактически, 110 000 гектаров смешанных лесов с соснами, которые могут находиться в стадии жизненного цикла от 150 до 200 лет, были посажены вместо умирающих тополей в Юлине, начиная с 2012 года. «Нам необходимы постоянные усилия, поколение за поколением, для защиты окружающей среды», - сказал Ши Гуанъинь.