Найти в Дзене

Скрябин, Врубель, Достоевский! Нескучные истории Большого Златоустинского переулка

В маленьком переулке между Мясницкой и Маросейкой – удивительно много домов, связанных с нашей классической литературой и искусством! Прогуляемся? 1. Тарелки Кузнецова, Врубель и дуэльная история На углу Большого Златоустинского переулка и Мясницкой нас встречает красный дом с колоссальными арками окон и бюстами крылатого Меркурия, бога торговли (№2, 1898-1903). Здание построил Федор Шехтель для Матвея Кузнецова – короля российского фарфора. Фабрикант работал под девизом «дешево – не значит плохо», и кузнецовские тарелки появились в миллионах наших семей. Они наводнили Азию: «китайский» фарфор Кузнецова вытеснял с рынков настоящий китайский фарфор из Китая. Вот как широко шагнул потомок гжельских умельцев! Этот предприниматель был, как Меркурий, лукав. Говорят, на свой фарфор он перенес рисунок Врубеля – без позволения и гонорара. Однако в ту эпоху обворовывать художников было небезопасно, ибо работа с кистью вырабатывает глазомер и твердость рук. Известный меткостью стрельбы друг Вр
Оглавление

В маленьком переулке между Мясницкой и Маросейкой – удивительно много домов, связанных с нашей классической литературой и искусством! Прогуляемся?

1. Тарелки Кузнецова, Врубель и дуэльная история

На углу Большого Златоустинского переулка и Мясницкой нас встречает красный дом с колоссальными арками окон и бюстами крылатого Меркурия, бога торговли (№2, 1898-1903).

Дом №2/8 на углу с Мясницкой. Верхний этаж надстроен в 1930-х. Фотография автора
Дом №2/8 на углу с Мясницкой. Верхний этаж надстроен в 1930-х. Фотография автора

Здание построил Федор Шехтель для Матвея Кузнецова – короля российского фарфора. Фабрикант работал под девизом «дешево – не значит плохо», и кузнецовские тарелки появились в миллионах наших семей. Они наводнили Азию: «китайский» фарфор Кузнецова вытеснял с рынков настоящий китайский фарфор из Китая. Вот как широко шагнул потомок гжельских умельцев!

Матвей Сидорович Кузнецов, фотография
Матвей Сидорович Кузнецов, фотография

Этот предприниматель был, как Меркурий, лукав. Говорят, на свой фарфор он перенес рисунок Врубеля – без позволения и гонорара. Однако в ту эпоху обворовывать художников было небезопасно, ибо работа с кистью вырабатывает глазомер и твердость рук.

Михаил Александрович Врубель за работой. Фотография, ок. 1900 г.
Михаил Александрович Врубель за работой. Фотография, ок. 1900 г.

Известный меткостью стрельбы друг Врубеля, Валентин Серов, бросил перчатку Кузнецову. Фабрикант тут же капитулировал перед Врубелем и старался с его друзьями не ссориться впредь. Именно здесь, в торговом доме Кузнецова, в 1907 году прошла выставка символистов «Голубая роза». Несколькими годами раньше заходил сюда и Чехов, но по прозаическому поводу: выбирал образцы плитки для своего ялтинского дома.

Торговый дом Кузнецова, декор. Фотография автора
Торговый дом Кузнецова, декор. Фотография автора

2. Пушкин, Гоголь и Мицкевич

Не исключено, что в основу этого здания легли старые стены, помнящие Пушкина и Гоголя. Литераторы здесь навещали своего знакомца, журналиста и историка Погодина.

Пушкин. Портрет работы Тропинина, 1827 год.
Пушкин. Портрет работы Тропинина, 1827 год.

Второе пушкинское место – напротив, по другую сторону переулка. Русский поэт пикировался тут за завтраком с Адамом Мицкевичем, и очевидцы говорят: за «наше все» им бывало неловко… Теперь на этом месте дом с красивыми двойными окнами-трифориями (№1с1, 1871 г.).

Дом №1с1, окна. Фотография автора
Дом №1с1, окна. Фотография автора

Пройдем немного дальше, от Пушкина – к Достоевскому!

3. «Дом мрачный, скучный, и в нем тайна»

На углу Большого Златоустинского с Лучниковым переулком стоит четырехэтажный желтый дом. Федор Михайлович в нем никогда не появлялся, зато орудовал его герой. 14 июля 1866 года потомственный почетный гражданин Парфен Рогожин… то есть Алексей Мазурин перерезал горло ювелиру Илье Калмыкову и потом был осужден на 15 лет каторги. Газетный репортаж так впечатлил писателя, что стал одним из зерен, из которых прорастет роман. Читала репортаж и Настасья Филипповна:

«У него дом мрачный, скучный, и в нем тайна. Я уверена, что у него в ящике спрятана бритва, обмотанная шелком, как и у того московского убийцы; тот тоже жил с матерью в одном доме».
Лучников переулок 7/4с1 (перестраивался). Фотография автора
Лучников переулок 7/4с1 (перестраивался). Фотография автора

Мать Алексея Мазурина происходила из семьи чаеторговцев Перловых, построивших знаменитый «китайский» дом на Мясницкой. Были и братья, которых погубил этот преступник, ведь один из них сошел с ума после суда, а второй застрелился. Третий брат нашел утешение в религии и книгах: библиотека Федора Мазурина славилась как одна из богатейших в городе.

4. Строгановка: истоки

Древний дом много раз надстраивался, перестраивался. В 1825 году в Москве началось… нет, не восстание какого-то полка, а Строгановское училище. Вот его самый первый адрес! Сергей Строганов – господин 80 тысяч душ и щедрый меценат – учредил школу, доступную даже для крепостных, чтоб 360 ребят учились на художника. Хозяйкой арендованного здания была двоюродная бабушка Лермонтова.

Сергей Григорьевич Строганов. Миниатюрный портрет работы Петра Росси
Сергей Григорьевич Строганов. Миниатюрный портрет работы Петра Росси

Прежде, на рубеже веков, здесь жил и принимал литературную Москву Нелединский-Мелецкий, песни которого стали народными. В 1812 году дом не горел, но был загажен, так что чувствительный поэт решил в Первопрестольную не возвращался.

5. Козьма Прутков существовал!

Еще один поэт – из четырех отцов Козьмы Пруткова, Алексей Жемчужников – жил, уже старцем, в смежном здании, чуть дальше по Лучникову переулку (№5). Существовал и реальный Прутков: так звали камердинера молодых братьев. Козьма обиделся на них за эту шутку на всю жизнь.

Дом, в котором жил Алексей Жемчужников. Фотография автора
Дом, в котором жил Алексей Жемчужников. Фотография автора

С годами в «глупости» Пруткова стали открывать парадоксальные глубины. Мне кажется, большая книга возникает там, где открывается какой-то «люфт» между тем, что автор хочет прокричать и тем, что говорит вместо него – произведение. Где существует напряжение, противоречье между текстом и подтекстом. И злободневная пародия так может получить билет в бессмертие.

6. Гостиница им. Кисы Воробьянинова

Вернемся к перекрестку переулков! Напротив дома Парфена Рогожина стоит дом Кисы Воробьянинова.

Дом №6с1. Фотография автора
Дом №6с1. Фотография автора

То был не промотавшийся помещик, а быстро богатеющий делец-миллионер. Один из своих шальных миллионов Николай Стахеев – так звали прототипа Кисы – отлил в камне: его особняк и сейчас украшает Новую Басманную.

Дворец Стахеева на Новой Басманной. Фотография автора
Дворец Стахеева на Новой Басманной. Фотография автора

В 1918 году Стахеев возвратился в свой дворец, чтобы забрать сокровища из тайника, но был задержан и попал к чекистам. Тогда предприниматель заключил на сделку: он – рассказывает все о своих тайниках, они – выпускают Николая Дмитриевича во Францию. Так и случилось (и Дзержинский может выполнить обещание). Как полагают, эта широко известная история нашла отражение в «Двенадцати стульях».

Сергей Филиппов в роли Кисы Воробьянинова. Почтовый конвент
Сергей Филиппов в роли Кисы Воробьянинова. Почтовый конвент

Кабинет Феликса Эдмундовича появился и здесь, в переулке. Дом с пятью монументальным этажами построил на углу для Воробьянинова, то есть Стахеева, архитектор Михаил Бугровский (Большой Златоустинский, №6с1, 1900 г.). До революции тут находилась «Большая Сибирская гостиница», после – Высший совет народного хозяйства (во главе с неутомимым Феликсом) и многое другое.

Дом №6с1. Фотография автора
Дом №6с1. Фотография автора

7. Автор «Котлована»

В Доме крестьянина, на съезде крестьянских писателей, Горький и Луначарский просвещали делегатов по вопросам пролетарской литературы. Здесь поселился и гениальный представитель этой литературы – Андрей Платонов: вот его первый адрес в городе (1926 г.) Уже через месяц гений был уволен и выселен: так начались четверть века платоновских бедствий в Москве.

Андрей Платонович Платонов. Фотография 1940-х.
Андрей Платонович Платонов. Фотография 1940-х.

8. Тень от монастыря и «Молодая гвардия»

В скверике по ту сторону Большого Златоустинского переулка вам бросятся в глаза древние камни.

Остатки Златоустинского монастыря. Фотография автора
Остатки Златоустинского монастыря. Фотография автора

Это остатки ограды Златоустинского монастыря, недавно извлеченные на свет Божий. Рядом, на стендах, можно прочитать историю обители. За сквером – здания, ради которых все разрушали (№3/5с1 и 3ас2).

Дом №3/5с1. Фотография автора
Дом №3/5с1. Фотография автора

Они стоят на костях русской знати: тут ведь были и кельи, и кладбище. В домах работников ОГПУ-НКВД поселились руководящие чекисты и вместе с ними почему-то писатель Александр Фадеев. В конце 30-х почти всех чекистов расстреляли, а в 1956 году застрелился автор «Молодой гвардии».

Дом №3ас2, в котором жил Александр Фадеев. Фотография автора
Дом №3ас2, в котором жил Александр Фадеев. Фотография автора

9. Доктор-убийца

Рядом, в кирпичном желтом доме №7с1, жил Майрановский, доктор-отравитель, получивший степень доктора наук за эксперименты над людьми. Яды испытывались на приговоренных к смертной казни в «расстрельном доме» на углу Лубянки с Варсонофьевским переулком. Так говорят документы.

Дом, в котором жил врач-убийца. Фотография автора
Дом, в котором жил врач-убийца. Фотография автора

10. И маленький Скрябин

В соседнем доме №9 в 1870-х рос юный композитор Александр Скрябин (с трех лет у рояля).

Александр Скрябин в детстве, фотография конца 1870-х
Александр Скрябин в детстве, фотография конца 1870-х

Послушать мальчика прибегал даже настоятель соседнего Златоустинского монастыря. Архимандрит любил мирскую музыку, но очень этого стеснялся, и до знакомства с юным Скрябиным ему приходилось, втайне от послушников, слушать у себя в келье шарманку.

Скрябинский дом не дошел до наших дней, перед революцией на этом месте выстроили фабрику с большими квадратными окнами.

Дом №9. Фотография автора
Дом №9. Фотография автора

Рядом, на углу с Малым Златоустинским переулком, сохранились руины архитектурной школы Матвея Казакова. Эти руины – позор нашего города…

Все мои статьи, связанные с историей и краеведением, в оглавлении журнала «Нетривиальная история».

Читайте также:

Продолжение (о Малом Знаменском переулке).
Лубянка без ЧК: дореволюционная фотопрогулка
Нескучная фотопрогулка по Высоко-Петровскому монастырю