Найти в Дзене
Александр Долгих

Школьная геометрия, которую не могут решить выпускники уже через год. Надо найти красный угол

Самые умные и продуктивные люди — это 11-классники. Во время подготовки к ЕГЭ в последнее школьное полугодие дети решают такие задачи, над которыми порой учителя думают дольше. Это касается не только физики и математики, но и других предметов.

Кадр из фильма "Вам и не снилось", 1980 год, режиссер: Илья Фрэз
Кадр из фильма "Вам и не снилось", 1980 год, режиссер: Илья Фрэз

Порой уже через год в конце первого курса студенты не могут решить то, что решали перед ЕГЭ. Ну или по крайней мере решают те же задачи намного дольше. Вот одна из таких задач. У многих, кто закончил школу всего год назад, она вызвала много проблем, а решение заняло много времени. А ведь эта же задача решалась ими в 11 классе. Давайте попробуем решить её вместе.

У нас есть четырехугольник, в котором проведена одна диагональ и одна прямая, соединяющая угол и середину противолежащей стороны. Даны некоторые углы (всё отмечено на рисунке). Надо найти угол, обозначенный красным.

Всё, что дано, отмечено на рисунке. Найти угол, отмеченный вопросительным знаком.
Всё, что дано, отмечено на рисунке. Найти угол, отмеченный вопросительным знаком.

Задача не такая уж и простая, с кондачка не решается, надо подумать. Если хотите поразмышлять и размяться сами, не листайте дальше, потому что там я начну рассказывать решение.

Решение

Начнем с самого элементарного. Как говорится, вдруг пригодится.

Обозначил на рисунке углы 1-4.
Обозначил на рисунке углы 1-4.

1. ∠1=180°-70°=110° (как развернутый угол).

2. ∠2=70° как вертикальный.

3. ∠3=180°-80°-70°=30°, так как сумма углов в любом треугольнике равна 180°.

4. ∠4=180°-110°-50°=20°, по той же самой причине.

5. Заметим, что ∠3+∠4=50°. Это говорит о том, что левый большой треугольник (обведен красным на рисунке ниже) оказался равнобедренным, так как углы при основании равны. А все три жёлтых отрезка равны между собой.

-4

6. Так как ∠3+60°=90°, то ∠5=90°, то есть зеленый треугольник (см. рисунок ниже) прямоугольный.

-5

7. Катет (отмечен жёлтым), лежащий, против угла в тридцать градусов (∠3) равен половине гипотенузы.

8. Теперь посмотрим на жёлто-фиолетовый треугольник (рисунок ниже). Из предыдущего пункта следует, что желтые стороны у него равны, а так как они образуют угол 60°, значит, треугольник не только равнобедренный, но и равносторонний.

-6

9. Отметим на рисунке ниже жёлтым все стороны, которые равны.

-7

Из этого можно сделать вывод, что точка О является центром описанной вокруг четырехугольника окружности, а желтые отрезки — это радиусы. А раз так, то искомый угол (красный) является вписанным углом и он равен половине центрального угла (синий), то есть искомый угол равен 80°:2=40°.

Вот такая нетривиальная задача. Тут надо вспомнить и углы, и треугольники, и окружность. Рассказывайте в комментариях, получилось решить сразу или нет? Как долго решали? И уже по традиции подписывайтесь на мой канал на Ютубе.

Ещё интересно: "Посмотрите, что решают в США" — американская задача для 8-классников

Олимпиадная задача, которая решается в одно действие

Советская задачка про канат. Каких вариантов только не было, но правильный дали единицы