Найти тему
Мой православный мир

Как воспитать в ребенке чувство ответственности? Протоиерей Александр Тылькевич

Привычку к ответственности нужно воспитывать с детства. Нельзя за детей делать их детские дела или, когда ребёнок идёт к тебе помогать, не надо говорить: я сделаю сам или сама, иди поиграй. Это отбивает руки у человека и воспитывает в нём безответственность.

Нужно, чтобы у человека был свой кусочек ответственного мира, например, его собственная постель, которую нужно поддерживать в порядке. Его собственный письменный стол, который тоже нужно поддерживать в порядке. И объяснять ему, что за этим пространством нужно ухаживать. Если человек делает что-то неумело и плохо, не нужно ему это запрещать, опыт дело наживное. Если сегодня ребёнок подмёл плохо, то через 10 раз подметёт хорошо. Только не забывайте высказывать свою положительную оценку его труда, потому что если ваша оценка будет отрицательной, то она тоже будет отбивать руки. Даже не совсем качественно сделанные вещи, если будут оценены положительно, будут стимулировать человека на развитие этих потуг в участие в совместной жизни.

Если ваши дети будут с интересом делать какие-то взрослые дела, то у них тоже будет вырабатываться чувство ответственности. Не беда, если ребёнок берёт в руки молоток и хочет забить гвоздь, можно подобрать инструменты поменьше, которые будут более безопасны, но никогда не нельзя лишать ребёнка желания вам помочь. Пускай результат будет не очень хороший или человек не сможет долго выполнять эту работу, детям нужно почаще менять занятия- немного покопали, пошли попоили животных, потом пошли полили растения.

Этим всем вы вырабатываете в человеке привычку. Как говорят: привычка – вторая натура. Как человека приучить помогать родителям? Даже если вы попросили принести стакан воды, то обязательно поблагодарите его, выпейте с удовольствием эту воду, попросите отнести и маме расскажите обязательно, какой замечательный у вас сынок. Дети любят, когда их хвалят, не скупитесь на похвалу.

Мы детям поручаем взрослые задания, например, в экспедиции с собой всегда берём кадетов и всем кадетам приходится выполнять взрослые поручения. И вот знаете с удовольствием замечаю, как им нравится выполнять взрослые поручения! Им нравится, что он идёт и делает то, что ему поручил руководитель экспедиции. Они выполняют кормление личного состава, пекут хлеб вместе со взрослыми и им было очень приятно, когда за столом их хвалили за этот вкусный хлеб. Они также выполняли уборку помещений и за то время, которое мы провели в экспедиции, видно, как они на голову вырастают из маленьких капризных детей, и возвращаются такими солдатами. Они стремятся к тому, чтобы быть полезными взрослым и отсутствие мамы, перед которой можно капризничать, и выполнение взрослых обязанностей приучает детей к тому, что они тоже становятся равноправными членами экспедиции. Каждый отвечает за порученное ему дело, и чувство ответственности в них возрастает, крепнет и формирует их в ответственных людей.