Найти тему
Tax Free Magazine

Отличие франшизы IZI Way от Сетевого бизнеса

Вопрос, чем отличаются франчайзинг и сетевой бизнес, задают часто, однако компетентных  развернутых ответов в сети на него почему-то нет. Заполним эту лакуну и расскажем об основных отличиях одного от другого на примере франшизы обуви IZI Way.

Считается, что и франчайзинг, и сетевой маркетинг строятся по общему принципу. Оба они представляют собой бизнес-деятельность по предоставленной схеме - как правило, под арендованной маркой какого-либо бренда. Однако, это как сказать, что по общему принципу устроены уличный ларек и супермаркет - дескать, и там, и там есть принцип наполнения магазина максимально широким ассортиментом: от батона колбасы до скотча и зубных щеток.

На самом деле, общего у этих двух бизнес-моделей немного. А разница, что называется, бьет в глаза.

7 главных отличий франшизы от сетевого маркетинга
7 главных отличий франшизы от сетевого маркетинга

Отличие 1. Во франчайзинге вы работаете под брендом, а в сетевом маркетинге вы рекламируете бренд. Это совершенно разные вещи. Некоторые сетевые бренды вообще стали известными только потому, что всем надоели, навязываемые всюду странного вида людьми. Чтобы лучше понять, представьте, что Макдональдс был бы не самой знаменитой франшизой, а сетью. Тогда булки с котлетой не предлагали бы вам в закусочной фастфуда. Их бы вам принесли в офис ваши друзья, коллеги, с предложением перекусить с ними вместе за деньги прямо сейчас, вот тут. Разница чувствуется, не так ли?

Отличие 2. Франчайзинг обучает, как пользоваться готовой программой, которая специально разработана для филиалов. Например, покупая франшизу IZI Way, вы покупаете и полноценное обучение работы с веб-продажами. Сюда будет входить и обучение навыкам работы с сайтом и личным кабинетом, и классическое ведение торгового бизнеса, и разработка рекламных кампаний. Это конкретные вещи, нужные в конкретной деятельности. Тот же Макдональдс учит своих партнеров целый год. Не в последнюю очередь франчайзинговой компании нужны гарантии репутации марки, поэтому она не выпустят работать под своим брендом некомпетентных людей. Сетевой маркетинг в таком просто не заинтересован. Обычно головная компания предлагает различные тренинги «личного роста», которые убеждают человека, что он сможет продать товар кому-нибудь.

Отличие 3. В сетевом маркетинге выдается товар, который нужно как-то реализовать - желательно, недорогостоящим способом, иначе невыгодно. Франшиза предполагает построение полноценной точки, как у самого бренда. То есть, вам не позволят торговать булочками Макдональдс с лотка на рынке и тем более, носить их в офис, навязывая коллегам. Франчайзинг вообще больше похож на открытие диллерского предприятия , просто оно в данном случае работает под одной общей маркой.

Отличие 4. В сетевом маркетинге фактически осуществляются продажи «дистрибьютеру» - с оплатой по факту или в кредит. После чего он делает перепродажу. То есть в этой схеме он сам выступает как конечный потребитель, а уж сможет ли он потом перепродать товар и как, его личное дело. Франшиза такого не предполагает, тут партнерские филиалы действуют под общим началом, что оформлено юридически (IZI Way, например, дает все сопроводительные документы к товару, в которых это прописано). Конечный потребитель в этой схеме - ваши покупатели.

Отличие 5. Сетевой маркетинг строится по иерархической схеме. Новые участники добавляются теми, кто уже входит в сеть. Не добавлять их партнерам просто не выгодно, так построена иерархия и гонорары в ней, которые и становятся главным доходом для тех, кто все же смог добиться успеха. То есть, задача в сетевом маркетинге состоит не только и не столько в том, чтобы продать товар, а и в том, чтобы втянуть в схему как можно больше народу. По франшизе партнеры работают на себя, на развитие своего бизнеса. Они могут нанимать персонал, однако им не нужно строить какие-либо сети.

Отличие 6. Франчайзинг рассчитан на традиционное ведение бизнеса со стороны своих партнеров. То есть, франчайзи действуют исходя из своих нужд, а не нужд головной компании. Например, франшиза IZI Way вообще не требует складирования товара, он идет со складов компании с помощью ее логистов. В сетевом маркетинге  вы быстро прогораете, если не выполняете «план» закупок, а если  точнее - не действуете на расширение сети.

Отличие 7. По франшизе предполагается организация рекламной кампании, чему головной офис специально обучает.  Если бренд очень раскрученный, то в этом может и не быть необходимости, однако работа по рекламе есть даже у партнеров Макдональдс - бренда, который знают все. Реклама приводит клиентов, которые обращаются по указанным в ней контактам. В сетевом маркетинге известность бренда не дает положительного эффекта в отношении покупателей (скорее, наоборот, поскольку у многих сетевых брендов нехорошая слава), новые клиенты каждый раз добавляются по знакомству. Желательная модель тут - делегировать поиск покупателя нижестоящим в иерархии новичкам. Сетевой маркетинг даже на высоких уровнях действует «из рук в руки», вновь напоминая нам, что речь идет о перепродажах.

Так как же на деле заметить важные отличия, не вникая во всю суть предложенной бизнес-модели? Ведь одно нередко маскируется под другое. Тут мы дадим простой совет: обязательно проверяйте юридическую составляющую партнерской программы, чтобы быть уверенным в том, что вы работаете именно с франшизой, и завтра от вас не потребуется обзвон друзей на предмет того, не хотели бы они купить у вас кроссовки. Звучит забавно, однако в этом состоит главное отличие сетевого маркетинга от франчайзинга. Обувь по франшизе IZI Way продается совсем иначе.