Найти тему
Строительный мир

Скоростные автомагистрали России: пока отстаем, но скоро наверстаем

Оглавление

Протяженность автодорог России сегодня составляет около 1,5 млн км. Из них федерального значения — свыше 50 тыс. км, скоростных магистралей — 5 тыс. км. И если по первому показателю страна занимает пятое место в мире, то по последнему мы серьезно уступаем целому ряду государств.

Слишком дорого

Лидером в этом отношении с 2012 года является Китай, где насчитывается 150 тыс. км скоростных автодорог, половина из которых построена за последние десять лет. Обходят Россию США, Канада, Мексика, Бразилия, Япония и отдельные европейские страны — Германия, Испания, Италия, Франция...

© Kira Nerys / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Автомагистраль в Германии)
© Kira Nerys / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Автомагистраль в Германии)

Хотя, как отметил в комментарии нашему изданию Председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов, сравнивать Россию с другими странами не совсем корректно. Аналогию в полной мере, по его мнению, можно провести с Канадой, которая схожа и по размерам, и по климатическим условиям. В этой стране общая протяженность дорог в 1,5 раза меньше, чем у нас — около 1 млн км, из которых 17 тыс. км — скоростные.

Эксперт подчеркнул, что в России такие дороги не возводятся главным образом из-за дороговизны.

Понятие «скоростная магистраль» сегодня — это не просто автострада. Это дорога первой категории. То есть минимум две полосы в каждую сторону, разделитель встречных потоков, отбойники, освещение. Строительство такой трассы очень дорого. И несмотря на то, что за последний десяток лет количество подобных трасс резко выросло, строить их ещё нужно много, — отметил Солдунов.

Скоростным дорогам быть

В скором времени наша страна может наверстать упущенное и существенно увеличить количество скоростных магистралей. Соответствующие планы два года назад были озвучены ГК «Автодор», которая представила концепцию развития автомобильных дорог до 2035 года. В случае ее полной реализации, общая протяженность скоростных автотрасс должна увеличиться в три раза. Одни дороги будут построены с нуля, другие — реконструированы до категорий IА и IБ.

© ГК "Автодор" / russianhighways.ru
© ГК "Автодор" / russianhighways.ru

Автомагистрали пройдут через 44 российских региона и составят единую связанную сеть: с запада на восток — от европейских границ до Кемеровской области, с севера на юг — от территории Ленинградской области до Новороссийска. Скоростными дорогами планируется связать также Приволжье с Краснодарским краем и Казахстаном, Владивосток с Комсомольском-на-Амуре.

Сегодня автомагистрали представлены в основном отдельными участками федеральных трасс. Самой длинной скоростной дорогой является М11 «Нева», соединяющая Москву и Санкт-Петербург и идущая параллельно М10 «Россия». Новую платную автотрассу сдали в эксплуатацию в ноябре 2019 года. Хотя ее нельзя назвать беспрерывной автомагистралью — северный обход Твери остается единственным нескоростным участком.

В том же году была открыта первая скоростная автодорога в Сибири, соединяющая Кемерово и Ленинск-Кузнецкий, благодаря чему время в пути с полутора часов сократилось в три раза. А в 2020-м после капитального ремонта запустили и участок до Новокузнецка.

© Администрация Правительства Кузбасса / ako.ru (Дорога Ленинск-Кузнецкий – Новокузнецк)
© Администрация Правительства Кузбасса / ako.ru (Дорога Ленинск-Кузнецкий – Новокузнецк)

Частично скоростной является федеральная трасса М4 «Дон» от Москвы до Новороссийска протяженностью 1,5 тыс. км. Полностью реконструировать дорогу до I категории предполагается до 2035 года.

Автодорожный мегапроект

Самый же крупный проект в этом направлении, который реализуется в настоящее время — строительство трассы М12 «Москва-Казань», которая станет частью международного транспортного коридора «Западная Европа-Западный Китай». О старте проекта летом прошлого года объявил премьер-министр России Михаил Мишустин, а в мае 2021-го были уложены первые метры асфальта будущей скоростной трассы.

Изначально предполагалось, что дорога дойдет до Татарстана, а дальше, до Екатеринбурга, строительство будет закончено только к 2030 году. Но в апреле во время оглашения послания Федеральному собранию Владимир Путин поручил продлить магистраль до столицы Свердловской области уже к 2024 году.

Для этих целей будут выделены средства из Фонда национального благосостояния. Общая стоимость проекта оценивается примерно в 550 млрд руб., хотя неоднократно подчеркивалось, что итоговая сумма может составить порядка 700 млрд руб. Вице-премьер Марат Хуснуллин заверил, что поручение президента будет выполнено в срок, благодаря применению современных технологий при проектировании и строительстве дороги.

© Gradmir / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Строительство М12 у деревни Кушманы, 2021 год)
© Gradmir / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Строительство М12 у деревни Кушманы, 2021 год)

Точный маршрут от Набережных Челнов до Екатеринбурга пока не утвержден, однако известно, что данный участок станет самым сложным. Как рассказал нам Председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов, появление новой автострады положительно отразится как на грузоперевозках, так и на развитии регионов, через которые пройдет трасса.

Екатеринбург традиционно является центром Урала, пересечением множества транспортных путей. Строить логистические процессы будет проще и дешевле для всех участников транспортной инфраструктуры после появления этой дороги. Грузоперевозки внутри страны постоянно растут, дорожная сеть должна развиваться. Одновременно станут развиваться и территории вокруг.

Если планы будут реализованы в соответствии с поручением главы государства, то уже через три года в России появится самая протяженная (800 км) в стране скоростная автомагистраль, которая соединит Центральные регионы с Поволжьем и Уралом.

Читайте: Мостовой переход за 40 млрд руб. в самом западном регионе России