Найти тему
АвиаОбоз

Почему соперничество США и Китая в авиастроении сложнее, чем кажется

Если посмотреть глубже на конкуренцию Boeing и Comac, мы увидим, что основными поставщиками нового китайского самолета являются американские компании

Фото: Comac
Фото: Comac

Узкофюзеляжный C919, построенный китайской государственной компанией Comac, должен войти в эксплуатацию в этом году. И хотя он вряд ли сможет конкурировать с Airbus A320neo и Boeing 737MAX на международных рынках, это важная часть планов Пекинского руководства по развитию передового производства в стране на ближайшие годы. Это гарантирует, что все крупные китайские авиакомпании будут летать на нем, даже если он будет нарушать правила ВТО. Пекин использует и другие способы конкурентной борьбы: Boeing 737MAX до сих пор он не прошел повторную сертификацию.

США и Европа справедливо обеспокоены тем, что через 20 лет Comac сломает монополию. Китай доказал, что может качественно развивать множество отраслей, таких как производство автомобилей и поездов, цифровые технологии. Подписанное европейско-американское соглашение призывает к совместным действиям против «нерыночной практики третьих сторон», включая практику Китая, который приглашает иностранных инвесторов просто копировать их технологии.

Тем не менее, Запад может парализовать авиационную промышленность Китая, но не делает этого.

Новый C919 - это западный самолет во многих отношениях: роль Comac в соединении крупных конструкций самолета относительно проста и составляет всего около 25% стоимости, как объясняет Alex Kreutz, консультант Patriot Industrial Partners. Остальное, включая авионику, поставляется американскими и европейскими компаниями, такими как Collins Aerospace и Honeywell, Megit и Liebherr. Двигатель C919, самая сложная частью самолета в производстве, производится General Electric и Safran.

Несмотря на первоначальный скептицизм, администрация Дональда Трампа продлила лицензию General Electric на экспорт этих двигателей в 2020 году. Точно так же министерство обороны внесло в черный список материнскую компанию Comac из-за её военных связей, но воздержалась от нанесения удара по пассажирскому авиастроению.

Китайский рынок слишком привлекательный, чтобы отказаться от него сегодня. Ожидается, что спрос на самолеты в Азиатско-Тихоокеанском регионе будет расти вдвое быстрее, чем на Западе, поэтому Airbus и Boeing открыли там свои отделения. Компании из других частей света могут многое потерять от противостояния: Китай в настоящее время - третий по величине рынок для немецких автомобилей.

Главный вопрос в том, сеет ли краткосрочная выгода западных компаний семена собственного разрушения. Создав собственный планёр, Китай со временем попытается начнет менять поставщиков. Aviage Systems - партнерство между материнской компанией Comac и General Electric - является воротами в западную авионику, и Пекин потратил годы, пытаясь создать свой вариант двигателя для C919, хотя пока его технология является слишком устаревшей. Но через десяток лет он будет готов.

Конечно, американские и европейские компании продолжают извлекать приличную выгоду из автомобильного рынка Китая, даже несмотря на то, что местные производители используют то, чему они научились в совместных предприятиях.

В конце концов, самый эффективный способ бороться с Китаем — это подражать ему. Западные фирмы и руководители государств должны убедить друг друга инвестировать в свои собственные исследования и цепочки поставок.

Источник: The Wall Street Journal

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу

Читайте еще на канале