Архитектор — одна из древнейших творческих профессий, которая на фоне стремительного обновления жилого и коммерческого фонда, развития территорий приобретает все большую популярность. Вместе с тем она требует высокой квалификации и колоссальных разноплановых знаний, связанных в том числе со сферой землепользования. Для независимой оценки уровня подготовки специалистов архитектурной и градостроительной отрасли при Союзе архитекторов России действует Центр оценки квалификаций, который возглавляет Марина Котельникова.
Марина Николаевна, Центр оценки квалификаций при Союзе архитекторов России был открыт в 2020 году, ему предшествовали указы президента РФ Владимира Путина и федеральный закон «О независимой оценке квалификаций», принятый в 2016 году.
Как хорошо звучит. В контексте, кажется, что закон и указы специально для того, чтобы создать Центр оценки квалификаций Союза архитекторов России. Так приятно воспринимается.
Но если говорить серьезно, сейчас полным ходом идет выстраивание системы развития профессиональных квалификаций. Основополагающую деятельность ведут Национальное агентство развития квалификаций, Министерство труда, Российский союз промышленников и предпринимателей. Ведется разработка профессиональных стандартов, квалификационных оценочных средств, актуализируются федеральные государственные образовательные стандарты, создаются советы по профессиональным квалификациям и центры оценки квалификаций.
Это касается не только строительной отрасли, хотя, конечно, крайне актуально именно для нее, ведь вопрос нехватки квалифицированных рабочих и инженерных кадров — это вопрос дальнейшего динамичного развития всей отрасли строительства в целом.
Как оценка квалификаций специалистов архитектурной отрасли проходила ранее и как изменится ситуация с открытием центра?
Профессиональная аттестация или лицензирование были и ранее. На заре 90-х выдавались лицензии на право вести архитектурную деятельность. Потом пытались создать палаты архитекторов и вести лицензирование при них. Это все были попытки создать реестр профессионалов, позволяющий отсеять случайные или неквалифицированные элементы. Такая необходимость существовала всегда, поскольку архитектурная, градостроительная практика не терпит дилетантов: их ошибки очень дорого нам всем обходятся.
С принятием Федерального закона N°238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций» от 03.07.2016 стала создаваться система независимой оценки квалификаций для всех специальностей. Естественно, возникла необходимость выстроить систему независимой оценки квалификации архитекторов и градостроителей в существующем законодательном русле. Поэтому НОПРИЗ (при активной поддержке со стороны Союза архитекторов России) создал Совет по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования (далее — Совет). Данный Совет наделил наш Центр оценки квалификаций полномочиями принимать экзамены по проведению независимой оценки. Мы проводим экзамены на оценку квалификаций «Архитектор», «Градостроитель», «Главный архитектор проекта (специалист в области архитектурно-строительного проектирования)», «Главный архитектор-градостроитель».
На сегодняшний день четко виден запрос работодателей именно на независимую оценку квалификаций сотрудников, поскольку у нас еще не были утверждены оценочные средства, а уже поступали заявки на проведение оценки. Так же и по иным Советам, начавшим свою работу намного раньше (например, в лифтовой отрасли, где такая оценка квалификации является обязательной), видно, что данная система оценки квалификаций необходима.
Некоторые скептики утверждают, что ни прохождение аттестации, ни подтверждение квалификации погоды не сделает, и количество непрофессионалов-архитекторов в отрасли не уменьшится. Как вы считаете, с чем связаны подобные заявления?
У скептиков просто большой жизненный опыт, и зачастую не слишком оптимистичный.
Конечно, такие опасения есть, и они понятны. Опасаются, что это просто превратится в инструмент для выкачивания денег в никому не нужные или, наоборот, нужные, но покупаемые корочки, не имеющие отношения к реальной оценке квалификации, как это сегодня практически произошло с курсами повышения квалификации. Главное, заплатить деньги, а ходил человек на эти курсы или нет, это уже к получению «корочек» никакого отношения не имеет.
Какие, на мой взгляд, объективные факторы не позволят скатиться к этому? Во-первых, это обязательные требования к образованию и опыту работы — без соответствия этим требованиям не допустят к экзамену и, как следствие, не выдадут свидетельство о подтверждении квалификации. Во-вторых, обязательная система видеонаблюдения на экзаменах — мы записываем весь процесс проведения экзамена и видеозапись в обязательном порядке предоставляем в Совет для получения вышеназванного свидетельства. В-третьих, требования к экспертам ЦОКов — эксперты проходят обучение в Национальном агентстве развития квалификаций и подтверждают свою квалификацию экспертов на экзаменах в профильном Совете по профессиональным квалификациям.
Есть и другие факторы, например работа Совета по профессиональным квалификациям в части наблюдения за деятельностью своих ЦОКов, выполнения ими требований к соискателям, проведению экзаменов, недопущению недобросовестных компаний в данному виду деятельности.
В целом выстраивание системы развития квалификаций на государственном уровне через Национальное агентство развития квалификаций, которое и ведет национальный реестр квалифицированных специалистов, выстраивание госполитики в отношении подготовки кадров и подтверждения их квалификации позволяют, скажем так осторожно специально для скептиков, надеяться на систему оценки квалифицированных специалистов, отсеивающую непрофессионалов из любых видов деятельности.
Но есть и другой вопрос — качественное образование. Сказанное выше не значит, что можно пройти какие-либо курсы и через три месяца выйти квалифицированным градостроителем или окончить онлайн-курсы 500 часов и получить «корочки» дополнительного образования по специальности «Архитектор». Дополнительное архитектурное образование может быть только высшим — это необходимо понимать совершенно четко. Архитектор, градостроитель — не та профессия, которую можно освоить в режиме онлайн, на курсах или самостоятельно в библиотеке. Данные специальности требуют высокого профессионального уровня — это банальность, но мы сегодня вынуждены об этом говорить. Повышение квалификации — да, оно необходимо на протяжении всей профессиональной деятельности, но настоящее, не «корочное», а базовое образование должно быть профильным, качественным и глубоким.
Специалисты каких учреждений смогут подтверждать свою квалификацию в ЦОКе? И смогут ли, к примеру, проходить аттестацию лица, не имеющие архитектурного образования, но имеющие стаж работы в отрасли более 10 лет?
Этот вопрос прямо связан с предыдущим. Существуют жесткие требования по образованию и опыту работы к соискателям. Из девяти человек мы смогли до экзамена допустить только троих: их образование и опыт работы соответствовали требованиям. Эти требования — не прихоть экспертов или Совета по профессиональным квалификациям, это требования, четко прописанные в профессиональном стандарте «Архитектор».
В настоящее время профессиональный стандарт «Архитектор» актуализируется. В нем будет прописан 8-й уровень квалификации для руководителей крупных проектных институтов и компаний, а также сейчас рассматривается вопрос о допуске к оценке квалификаций лиц, не имеющих архитектурного образования, но имеющих стаж работы более 10 лет. Это очень серьезный вопрос. Мы не можем допустить к экзаменам людей без архитектурного образования, притом что многие имеющие инженерное образование, например по специальности «Промышленное гражданское строительство», работают архитекторами. Мы общались с директором ЦОКа, принимающим экзамены на главных инженеров проекта, — у них та же проблема: приходят люди, не имеющие профильного инженерного образования, но с опытом работы.
Учитывая колоссальную потребность строительной отрасли к кадрах, и не только в рабочих, а именно в квалифицированных инженерных и архитектурных кадрах, наверное, нужно рассмотреть вопрос о том, что люди, работающие в строительной отрасли, должны иметь возможность получить второе высшее инженерное или архитектурное образование бесплатно для того, чтобы в полной мере соответствовать задачам, стоящим перед ними. Иначе мы так и будем говорить о нехватке квалифицированных кадров в ситуации, когда есть люди, имеющие определенный опыт работы, но не имеющие необходимых знаний. Согласитесь, что инженер и архитектор — все-таки разные специальности. Равно как и инженер и технолог. Здесь нужна работа не только ЦОКов как центров оценки квалификаций, но и необходима система получения дополнительного образования не в виде различных курсов, а базового высшего образования — системного, формирующего действительно классного специалиста.
Причем в регионах эту проблему понимают, например, в Южном федеральном округе многие районные архитекторы имеют базовое инженерное образование, и их направляют системно в университет на получение второго высшего именно архитектурного образования.
Первые экзамены для специалистов, аттестовавшихся на квалификацию «Архитектор», прошли в январе 2021 года. Расскажите, как все проходило, кто сдавал экзамены и каких результатов добились не только аттестуемые, но и эксперты ЦОКа, ведь для них это также был первый опыт.
Это были экзамены на подтверждение 6-го уровня квалификации «Архитектор». Запрос был от работодателя — ООО «Проект-Девелопмент». Компания работает как по всей России, так и за рубежом и имеет весьма агрессивные — в самом лучшем смысле этого слова — планы на будущее, как следствие, заинтересована в профессионалах в лице своих сотрудников.
Экзамены состояли из сдачи теоретической и практической частей. На сдачу теории — 1,5 часа. Всего из 70 существующих вопросов выбираются 40, из этих 40 вопросов необходимо ответить правильно на 30. Теорию все соискатели сдали очень хорошо, но перед этим на подготовку к экзамену у ребят был практически месяц, поскольку о сроках сдачи экзаменов мы договаривались заранее.
В практическую часть — она занимает 5 часов — уложились почти все, что называется, впритык. Отвлекаться времени не было, нужно было в соответствии со всеми требованиями подготовить чертежи и спецификации к ним, и здесь права на осечку нет совсем. Если в практической части не добирается хотя бы 1 балл, экзамен не принимается. Конечно, экзамены показали, что внимательность, собранность и психологическая устойчивость, помимо профессиональных качеств, — важные требования для соискателей.
Но есть еще и человеческий фактор — один из соискателей представил экспертам свои работы (хотя для 6-го уровня квалификации этого не требуется): ему было важно получить оценку экспертов не только формальную, но и услышать их мнение. Этот человеческий фактор — потребность в общении в виде обсуждения работ не предусмотрен форматом экзамена, но он оказался необходим. Поэтому, когда говорят, что роль экспертов в экзаменах во многом техническая, это совсем не соответствует действительности.
В апреле у нас прошли первые квалификационные экзамены на подтверждение квалификации «Главный архитектор-градостроитель (7-й уровень квалификации)».
Автор: Альфия Табаева.