Отличия между церквами Христа и конфессиональными группами очевидны. Сейчас мы не ставим себе целью обсудить их все, но изучим лишь одно фундаментальное отличие, из которого вытекают все остальные: наше отношение к Библии. Говоря о должном отношении к Писанию, нужно учитывать три принципа. Признав совершенство Библии, ее авторитетность и силу, мы будем ясно понимать значение и важность Божьего письменного откровения.
ЕЕ СОВЕРШЕНСТВО
Библия - это полная Божья воля, открытая человеку. Бог сказал, и Бог закончил говорить. Это касается каких бы то ни было дополнительных откровений. Совершенство Библии означает, что, когда сосланный на Патмос Иоанн написал последнее “аминь” и отложил перо, Божья весть человеку была завершена - “совершена”.
Было время, когда совершенство Писания - в том значении, в каком мы употребляем это слово - не могло утверждаться. В ветхозаветный период Бог постепенно раскрывал Свою волю, “правило на правило, тут немного и там немного” (Ис. 28:10).
Даже когда Ветхий Завет был закончен, Божье откровение все еще не было совершено. Пришел Иисус, который продолжил открывать волю Своего Отца. Он дал много учений, которых не было прежде. “Вы слышали, что сказано... А Я говорю вам”, - эти слова снова и снова повторяются в Нагорной проповеди.
Ближе к концу Своей земной жизни Иисус сказал: “Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить” (Ин. 16:12). Еще многое должно было последовать. На то время Божье откровение еще не было совершено. Однако обратите внимание на продолжение речи Иисуса: “Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину” (ст. 13). Это обещание, что откровение совершится во времена апостолов. Дух придет к ним и наставит их на “всякую” (всю, а не частичную) истину.
Позже Дух действительно пришел к апостолам (Деян. 2:4). Наставил ли Он их на всякую истину? Иисус сказал, что наставит. Произошло ли это на самом деле? Если Иисус исполнил Свое обещание, тогда да. Поэтому позже Петр мог сказать, что “от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия...” (2 Пет. 1:3). Иаков говорил о “законе совершенном” (Иак. 1:25). Павел предал анафеме всякого, кто осмелится благовествовать не то, что благовествовал он (Гал. 1:8, 9).
Да, апостолы были наставлены на всякую истину. Иисус исполнил Свое обещание. Божье откровение совершилось. Установление этого факта показывает, что с тех пор откровений уже больше не было. Это доказывает ложность заявлений сегодняшних так называемых “пророков”.
ЕЕ АВТОРИТЕТНОСТЬ
Вопрос “Где нам искать авторитета?” с давних пор считается очень важным в религиозном мире. Было дано много ответов и выдвинуто много притязаний. Одни говорят, чтобы мы искали в церкви, но Библия нигде не учит этому. Другие говорят, что человек должен слушаться своей совести. Библия и этому не учит нас. Напротив, она учит, что этого делать нельзя (Иер. 10:23; Прит. 14:12). Третьи верят в советы, съезды и синоды. Четвертые стандарт авторитетности видят в традиции. Подобную практику резко осуждал Христос (Mк. 7:7-9).
Так где же нам искать авторитета? У Имеющего авторитет - у Иисуса. Ему дана “всякая власть” (Мф. 28:18). Это не оставляет никакой власти Моисею, Давиду, Иоанну Крестителю, церкви, советам или совести. Вся власть у Царя Иисуса.
Сегодня Бог говорит с нами через Своего Сына (Евр. 1:2). Когда мы хотим что-то установить в религии, то должны обращаться к Иисусу. Нельзя полагаться ни на кого другого. Мы должны слушать Его голос, и это должна быть конечная инстанция во всех религиозных вопросах.
Как Царь оповещает о Своей воле? Как Христос говорит с нами? Через Своих посланников (2 Кор. 5:20). Павел и другие вдохновенные мужи были посланниками, представителями своего Царя. Они возвещали Слово Христа Духом Святым, которого Он дал им (Мф. 10:20). Они представляли Христа (Ин. 20:20-23; Мф. 19:28). Как мы уже видели, они были наставлены на всякую истину. Поэтому неудивительно, что Писание, которое они дали нам, заявляет о своей авторитетности (2 Ин. 9; Гал. 1:6-9; 1 Пет. 4:11). Мы должны говорить “словами Божьими”.
Иоанн выразил общую позицию новозаветных авторов, когда в завершающем новозаветный канон письме торжественно предупредил о том, что недопустимо добавлять к книге сей или опускать из нее (Отк. 22:18, 19). Некоторые говорят, что это касается только книги Откровение. Даже если это и так, все равно это позиция всего Писания. Такое отношение велит нам говорить только там, где говорит Библия, и молчать там, где она молчит. Должное уважение к Библии заставит нас уважать не только ее слова, но и ее молчание. Мы станем спрашивать не “Где Писание запрещает это”, а “Где Писание учит этому”. Установление этого факта, авторитетности Писания, показывает, что мы не можем идти ни к какому другому источнику.
ЕЕ СИЛА
Наверное, одной из главных причин, почему люди порой не осознают совершенства и авторитетности Слова, является их неспособность осознать его силу. Некоторые называют его “мертвой буквой”. А вот автор Послания к евреям, наоборот, сказал, что оно “живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого” (4:12).
Божье слово всегда было сильно и способно осуществить тот замысел, который Он вложил в него. Он сказал, и родились миры. Он все держит словом Своей силы (Евр. 1:3). Словом Христос воскрешал мертвых; по Его слову успокоилась неистовая буря.
Мы считаем письменные документы людей более сильными и обязательными, чем их устные высказывания; Божье же письменное Слово, уж точно, не менее сильно, чем Его устное слово. Его письменное Слово не создает миры и не воскрешает мертвых, но оно и не было написано для этих целей. Оно дано, чтобы спасать души (Рим. 1:16; 1 Кор. 15:1, 2; Иак. 1:21). Если слово, которое произносил Бог с целью воскрешения мертвых, могло воскрешать мертвых, значит, то Слово, которое Он дал для спасения душ, может спасать души.
Божье Слово просвещает и вразумляет (Пс. 118:130). Оно рождает (Иак. 1:18), оживляет (Пс. 118:50) и очищает (Ин. 15:3; 1 Пет. 1:22). Оно есть сила ко спасению (Рим. 1:16). Да, Слово может обращать. Это Божья сила, которой создаются христиане. После того, как мы становимся христианами, нам нужна пища; Божье Слово и есть эта пища (1 Пет. 2:1, 2). Более того, Слово может наставить Божье чадо во всем необходимом и вооружить его для всякого доброго дела (2 Тим. 3:16, 17).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Людей никогда не удовлетворяло Божье Слово. Им всегда хотелось чего-то еще. Человек, попавший в ад, хотел, чтобы был послан вестник предупредить его братьев (Лк. 16). Авраам же ответил: “У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их” (Лк. 16:29). Помимо Моисея и пророков, у нас сегодня есть Христос и апостолы. Мы должны удовлетворяться их словами. Поскольку Библия совершенна, мы должны отвергнуть современные “откровения”. Библия - наш авторитет, поэтому мы должны отказаться от учений и заповедей человеческих. Раз Слово Божье имеет силу, мы не должны искать чудодейственных, базирующихся на “невыразимых эмоциях” теорий обращения. Мы должны держаться новозаветной модели обращения.
Мнения и учения человеческие прейдут вместе с небесами и землей, но Слово не прейдет (2 Пет. 3:10; Мф. 24:35). В этом мире преходящих вещей как утешительно знать, что можно пристать к тому, что выстоит, когда даже стихии растают в жарком пламени!