Найти в Дзене
Moustank

Залез внутрь М125А1: он почти БТР, но с секретом

Гусеничный бронетранспортер М113 впору назначать главным символом американской военщины. Машина уже более полувека в строю и претендует на звание самой массовой в своем классе. С момента принятия на вооружение в 1959 году тираж «боевого автобуса» приблизился к сотне тысяч штук. А это значит, плавающий БТР с передовым алюминиевым корпусом еще долго будет мелькать в «горячих точках» по всему миру.

Логично, что за столь долгую карьеру М113 оброс множеством модификаций и специальных версий. И одна из самых интересных (притом не особо распространенных) сохранилась в коллекции «Технического центра» парка «Патриот», которым стал бывший танковый музей в Кубинке. Итак, перед вами самоходный миномет М125А1, вроде как трофей войны во Вьетнаме.

-2

Схожие по назначению машины на полугусеничных шасси американцы распробовали еще во Вторую мировую (хотя нечто подобное практиковали и немцы, и англичане). Причины очевидны: выше мобильность, больше боекомплект, эффективнее защита расчета. Поэтому неудивительно, что аналогичная техника огневой поддержки достаточно быстро появилась и в линейке бронетранспортера М113.

-3

В 1964 году М125 приняли на вооружение, а поскольку к тому времени в войска пошел уже обновленный вариант базовой машины М113А1, то миномет переставили на свежую платформу и начали производить под обозначением М125А1. Серия составила 2252 единицы.

В заднем борту прорезана дверь, но куда проще попадать внутрь (а равно и десантироваться) через огромный проем, открываемый откидной аппарелью с гидроприводом. Эту особенность М125А1 перенял у исходного бронетранспортера М113.

-4

Но внутри нет лавок для мотопехоты, отсек занял 81-мм миномет М29 на специальном поворотном станке. Впрочем, в армиях других стран на М125А1 монтировали свои артиллерийские системы.

-5

Раскрыв массивные створки люка в крыше, можно вести огонь прямо из машины. Чтобы это стало возможным, инженерам пришлось усилить базовый корпус.

-6

А при необходимости расчет вытаскивал миномет наружу. Делается это достаточно легко. При мне особо любопытные дети чуть не уронили на себя оружие, интуитивно догадавшись, как его отстегнуть от станка.

-7

Вот так окружающая обстановка рисуется из минометного люка М125А1.

Забираемся дальше и видим по левому борту кассеты боеукладки (боекомплект составляет 114 мин) и скромную лавку расчета (экипаж М125А1 – шесть человек).

-9

Справа сиденья чуть поудобнее. За противопожарной перегородкой – силовая установка. М125А1 оснащали шестицилиндровым V-образным дизелем Detroit Diesel (подразделение американского концерна General Motors) 6V53 мощностью 212 л.с. В паре с автоматической коробкой передач Allison, в свое время немало удивившей советских специалистов, исследовавших бронетранспортер из США.

-10

По центру – кресло командира-стрелка. Над его головой – люк доступа к пулеметной турели.

-11

Обратите внимание – человек со всех сторон прикрыт бронещитками, в том же Вьетнаме потери командиров БТР М113 от огня противника были ощутимыми. Хотя в целом защиту М125А1 сложно назвать серьезной: борта пробиваются крупнокалиберным пулеметом, а от обстрела из РПГ или подрыва на мине спасения так вообще нет.

-12

Обзор в таком «коконе» только через амбразуру 12,7-мм пулемета M2HB системы Браунинга.

-13

Спустимся вниз и оглянемся назад в сторону кормового люка и миномета.

-14

И полезем в узкую щель по левому борту, где зажатый справа моторно-трансмиссионным отделением размещается одинокий механик-водитель.

-15

Хотя за рычагами сидится на удивление сносно. Сверху люк, места в целом хватает даже мне при росте 185 см, обзор почти на 180 градусов, кресло регулируется по высоте. Правда, на музейном М125А1 триплексы уже помутнели, а панель переключателей выпотрошена. Не хватает и щитка приборов, который располагался слева от мехвода.

-16

По правую руку – подробные таблички-инструкции. Как запускать двигатель обычным способом и при севшей аккумуляторной батарее. Что делать при въезде в воду, на плаву и после выхода на сушу (М113 и самоходной миномет на его базе – неважные, но все же амфибии).

-17

Именно поэтому на носу машины закреплен водоотражающий щиток и (он же трап) из толстой фанеры. На фото устройство откинуто в нижнее положение, но вообще предполагается, что при десантировании такая эрзац-аппарель упрется во что-нибудь и образует для бойцов удобный мостик на сушу. Рычаг роспуска замка выведен снаружи корпуса к люку механика-водителя.

-18

Понравилась статья? Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, делитесь ссылкой в соцсетях.