10 июня едем в «Петропавловскую крепость», главную достопримечательность.
Символ города на Неве, с которого фактически и начался Санкт-Петербург. Метро переносит нас на «Петроградский остров», на «Петроградскую сторону», на остров «Заячий». Проходим в крепость и сразу покупаем билеты на обзорную экскурсию. По опыту знаем, что без экскурсовода не узнаешь и десятой части российской истории.
Экскурсия начинается с посещения «Петропавловского храма», в котором покоится прах Петра Великого, и всех последующих императоров, включая и Николая II. После храма идем в ту часть крепости, в которой были тюремные казематы. Камеры заключенных мрачные, не пропускают ни единого звука со стороны внешнего мира. И это, по воспоминаниям очевидцев, то есть самих несчастных сидельцев, самое страшное, самое угнетающее.
Лично я улавливаю из рассказа экскурсовода то, что заключенных крепости при царском кровавом режиме кормили очень даже прилично. Гораздо лучше, чем сегодня питается бедное сословие россиян. Почему я заостряю на этом внимание? Потому что сам всю сознательную жизнь питался казенной пайкой на торговом флоте. И скажу вам с полной ответственностью, что общественное питание в СССР, как и в нынешней России, остается очень прибыльным бизнесом для непорядочных людей, которые «рулят» этим самым общественным питанием в той же армии. Но это так, к слову. Для сравнения прошлого и настоящего в самом малом.
Еще мы узнали, что Петропавловскую крепость никогда не затапливала Нева. И картина, на которой княжна Тараканова стоит на кровати, цепенея в ужасе от надвигающейся воды, и от крыс, которые ищут спасения на ее кровати, фантазия художника. Документально известно, что некая неизвестная особа была невольницей этой крепости. Но она умерла за два года до страшного наводнения 1777 года, когда разбушевавшейся стихией был смыт острог на берегу Невы, в котором погибли триста арестантов. Это дела давно минувших дней и столетий, в которых пусть разбираются историки.
А для меня самый приятный и волнующий момент, это стоять у мощных и древних стен крепости, у самой воды. Прикоснуться к этим самым стенам, которые уже третий век олицетворяют собой мощь и незыблемость нашего российского государства. И когда стоишь под этими стенами, появляется уверенность, что и нынешние лихие времена мы, рядовые россияне, переживем. Шагая по камням брусчатки, на которую ступала нога Петра I, замираю от соприкосновения с великой историей.
А самый тоскливый момент и жирный минус посещения крепости, это ограниченность денег, невозможность пообедать в крепостном ресторанчике. Впрочем, если быть до конца честным, то провинциальная робость не позволила мне узнать у официанта цены в меню. Вполне возможно, что они были весьма и весьма доступными. Но ладно, Бог с этим. Зато будет цель снова вернуться в это историческое место хотя бы затем, чтобы пообедать под сводами старинной крепости.
На всю экскурсию по Петропавловской крепости, с посещением музея космонавтики, ушло чуть больше трех часов. День выдался довольно хмурый, но вполне теплый. Так что не спеша, гуляющей походкой, через Иоанновский мост переходим на Петровскую набережную. По ней идем к месту стоянки легендарного крейсера «Аврора». И на этом отрезке пути посещаем домик Петра, в котором он жил, начиная строительство новой столицы России.
И в связи вот с этим самым строительством Петербурга, у меня возникают кощунственные мысли. А зачем надо было строить эту саму столицу на краю империи? Большой порт и крепость на северной границе понятно и нужно. А вот столица? Простая логика подсказывает, чем дальше город от границы, тем ему безопаснее от врагов внешних. Что и подтвердило время. Ведь не по прихоти, а по практичному разумению столица снова вернулась в Москву. Да и место для большого города очень неудачное. Три страшных наводнения, не считая двух с лишним сотен менее масштабных, чуть не смели город с лица земли. Никто не считал, сколько людей погибло при этом.
Про материальные затраты уже речь не идет, они громадные. Да и Великая Отечественная Война тому подтверждение. Город 900 дней находился в блокаде, которая вылилась в ужасные жертвы, унесла жизни миллиона ленинградцев. Все это звенья одной цепи, приведшие к колоссальным людским и материальным потерям. И все из-за воли царя-батюшки, который был по своей природе самодуром еще тем. Сделать первой леди солдатскую шлюшку в прямом смысле, которая таковой и осталась до конца жизни, подтверждение красноречивое. Все по русской народной пословице: из грязи в князи. Как и подтверждение тому, что Россия страна чудес. Многие скажут, что Петр I приблизил Россию к цивилизованному миру. Как говорили, прорубил окно в Европу. Заставил бояр брить бороды и пить кофею. Так сказать, пинками погнал россиян к европейской цивилизации.
Человека можно одеть в шикарный костюм, повязать на шею галстук, преобразить по внешности в аристократа. А внутри он останется таким же простым и диким. История учит, что сила и принуждение ни к чему хорошему не приводят. Все должно происходить естественным путем. Вот и коммунистическое счастье в Росси не получилось. Как только расстрелы и тюрьмы закончились, так и страна развалилась. Сегодня мы по виду вроде бы и европейцы, о чем трубим на каждом углу. А вот по сути как отставали от европейской цивилизации, так и отстаем. Не понятно только на сколько. Ведь устроить кровавую бойню в Донецке и Луганске, цивилизованные люди не смогут.
Намного лучше, когда к цивилизации, к более развитому образу жизни приходят сознательно. И уже бритье бород и распивание кофе становится неотъемлемой частью бытия. Многие скажут, не дело голытьбы оценивать труды великих. Но это в том случае, когда великие становятся святыми. Когда эти великие не превращали свой народ в расходной материал. А Петр I так же, как и все смертные, превратился в тлен. Смерть уровняла его с голытьбой. Она единственное, что показывает наглядно, кто есть кто.
Сам домик Петра I небольшой, внутрь никого не пускают. Посетителей мало, и весь осмотр занимает чуть больше двадцати минут. Идем дальше, и в уютном скверике у старинного жилого дома присели перекусить. Кофе в термосе и бутерброды у нас всегда с собой. И когда закончили свою немудреную трапезу, обнаружили на стене этого самого дома мемориальную табличку, которая извещает, что в этом доме жил великий советский актер Кирилл Лавров. Это уже история, но очень и очень нам близкая.
Идем дальше вдоль Невы и выходим к «Авроре». Крейсер не впечатляет размерами. Обычный военный корабль среднего класса, оснащенный пушками и торпедными аппаратами. Экскурсия по легендарному кораблю не занимает много времени. Подпалубные помещения переоборудованы в музей, главные экспонаты которого фотографии из истории крейсера, его экипажа, и тех далеких революционных времен. Сфотографировались на фоне носового орудия, по морскому бакового, с выстрела которого начался отсчет несчастий Российской империи. Вот только пушка та самая или нет, история умалчивает. Ведь во время Великой Отечественной Войны пушки с крейсера были сняты и отправлены воевать на сушу. А когда что-то снимается-меняется в условиях войны и блокады города, то вполне возможно, восстанавливается не строго по историческим фактам.
Возвращаемся пешком на «Невский» через «Троицкий» мост. Этот день у нас получился самым насыщенным, и самым тяжелым. Весь день на ногах, прошли пешком очень большое расстояние. Сил остается только на обратный путь к месту проживания.
С уважением к своим читателям и подписчикам,
Виктор Бондарчук