Всем привет! Сегодня пост о книгах, в частности о художественной литературе.
Я люблю читать. По крайней мере в юношестве. 12-17 лет - это идеальный возраст для чтения. Человек еще не сформирован до конца, он ищет идеи и впечатления. Книги дают и то, и другое. Однако, чтение по любви - не хилая такая роскошь. По любви редко читаешь, 11 лет жизни человек обычно читает "рекомендации", а дальше и сил нет читать, т.к. отвращение или усталость к чтению прочно прививаются за партой.
Я отдельно хочу написать про школу и учителей литературы. Учителя бывают разные. У меня было три учителя литературы, а это значит - три разных человека и три разных подхода.
М.Н., моего второго учителя литературы, я безумно уважала. Причинами уважения были две вещи:
1. она только задавала вопросы по произведению и слушала, слушала, слушала. Не перебивала, не отрицала, не навязывала. Мне так кажется, ей просто надо было понять, что ученик прочитал самостоятельно произведение и выработал собственное отношение к прочитанному, что он имеет собственные мысли и позицию по вопросу.
2. она давала профессиональные интересные задачи. Например, я четко помню, что мы составляли хокку, искали примеры тропов в литературе, читали, читали постоянно и очень быстрыми темпами. Я тогда училась в медико-биологическом лицее. И с учителем литературы мне повезло. Именно этот заряд оптимизма позволил мне терпеть придурковатость следующего учителя (и последнего).
Если меня спросят про самую ужасную вещь на школьных уроках литературы, то я отвечу - "Бунин с его проститутками в произведениях и воспевание добродетели Л.Н. Толстого и Цветаевой ". Бунина я так и не восприняла. Я никогда не опускалась до чтения краткого содержания, но в случае с Буниным я читала исключительно краткое. Я не помню почему, но мне было противно все время. Некоторые стихи Цветаевой мне нравятся, но зачем говорить о добродетели и страданиях женщины, которая сдала своих двух дочек в приют, а одну из них вообще ненавидела. Зачем мне навязывать "поклонение" к этим не очень достойным людям. Зачем учителю говорить 3/4 урока самой, пересказывая популистическое мнение критиков и методистов. Зачем ставить 3 или 4 балла за ответ с отличающимся мнением. Слишком много "зачем".
Этот ужас длился три года: с 9 по 11 класс. После этого я не читала вообще ничего примерно полгода. Институт в этом смысле прекрасен. Я отдохнула и пришла в себя именно за годы учебы в бакалавриате. Я нарадоваться не могла, что больше никто не давит и не гнет меня.
Второй фактор, из-за которого я стала гораздо меньше читать именно художественной литературы, - это учеба в институте и смена приоритетов
У меня профессиональное высшее образование - "Инженерная защита окружающей среды". В общем, инженерное образование. У меня была математика, физика, механика, схемотехника, инженерные проф. предметы. Надо было делать контрольные, курсовые, диплом. 95% литературы, которую я искала и читала, была технической.
Я отношусь к этому, как к эволюции. В 14 лет были романы Жюля Верна и "Инженеры" Гарина-Михайловского. А в 20 я не витаю в облаках, представляя себя на месте героев из романов, а сама становлюсь техническим специалистом. Я не могу развиваться профессионально, читая художественную литературу. Это просто не возможно. Постепенно у меня шло вытеснение художественной литературы на техническую. И это абсолютно нормально и естественно.
Сейчас я учусь в магистратуре. Опять мне надо читать спец. литературу. Надо работать на работе. Надо хоть немного заниматься физкультурой, английским, фотографировать. Все занимает время. Те немногие книги, которые я оставила на своей полке - на английском, чтобы улучшать язык. И пара книг - фантастика (для души). Потому что, когда ты получаешь инженерное образование, только фантастика вдохновляет.
Вот и все. Жизнь все расставила на места. Единственное, что хочется пожелать всем детям, - нормальных адекватных учителей в школе.