Найти в Дзене
Хохлов Сабатовский

Секреты постановки сцен режиссёров большого кино

Оглавление

Это очень вдумчивое чтиво. Тут мы разберем две сцены из разных фильмов: Гражданин Кейн и Тёмный Рыцарь. Поговорим о мизансцене и вы поймете, почему некоторые фильмы такие скучные, а некоторые проникают внутрь и заставляют зрителя беспокоиться на подсознательном уровне.

Снизу прикрепили две этих сцены, чтобы вы могли максимально понять, как режиссер воздействует на зрителя при помощи камеры и актёров.

Первая сцена из фильма Орсана Уэллса

Гражданин Кейн

Сцена начинается с мальчика, играющего во дворе. Камера отдаляется и мы видим двух взрослых, обсуждающих его будущее.
Далее камера отдаляется еще и мы видим отца мальчика, который протестует о решении жены отдать сына.

Мы видим, что он буквально закрывает сына своим телом, тем самым защищая его. Мама, наоборот, идет подписывать бумаги, отдаляясь от сына в переносном смысле.

Мы видим, как отец находится в доминирующей позиции и просит жену одуматься. Физическое расположение персонажей отражает их убеждения. С одной стороны отец, с другой мать и банкир, а посередине мальчик.

После того как речь заходит о деньгах, мы видим как мнение отца меняется. Отец уходит и закрывает окно, тем самым ограждая себя от сына визуальным барьером. Затем мама подходит к окну и происходит смена кадра. При этом отец отходит на второй план и уже не возражает.

-2

Персонажи идут на улицу, чтобы сообщить мальчику о своем решении. Мальчик не хочет уезжать с незнакомцем. Он протестует. Мы видим как проявляется жестокость отца. И он становится на сторону банкира, а мать защищает сына от папы. Ведь именно поэтому она решила отдать мальчика, чтобы защитить его и обеспечить будущее.

Орсон Уэллс использует движение актёров и язык тела, чтобы показать отношение родителей и мотивы их поступков. Он мастерски создает мизансцену, чтобы закончить её крупным планом и реакцией мальчика.

Второй фильм Кристофера Нолана

Темный рыцарь

Рассмотрим сцену допроса Джокера, чтобы увидеть, как Нолан манипулирует нашим вниманием при помощи движения камеры.

Изначально мы видим лейтенанта Гордона. Камера находится за спиной Джокера. Создается впечатление, что ситуация под его контролем, ведь он занимает больше экранного пространства. При этом в комнате нет света, это говорит нам о том, что Гордон входит в мир Джокера.

Камера начинает медленно приближаться к Гордону, это указывает, что Джокер медленно входит в атаку. Он говорит про коррумпированность полицейских.

Мы видим Джокера на черном фоне, так как он представляет хаос, сторону зла, у него нет никаких правил. Гордон, наоборот, изображен на светлом фоне, так как он на стороне добра, но и так же на стороне коррумпированного общества.

-3

Камера приближается все ближе и пространство вокруг начинает сужаться, показывая, что Джокер начал проникать в его разум.

В итоге Гордон снимает наручники и выходит почти побежденным. Он не смог ничего добиться.

Но ситуация меняется, когда появляется Бэтмен. Мы видим, что камера смотрит снизу на Бэтмена и сверху на Джокера, показывая, что Бэтмен выступает с позиции силы. Однако, когда он сел, то камера показывает их, как равных.

-4

Обычно при диалоге один персонаж находиться в правой части экрана и смотрит налево, а другой в левой части экрана и смотрит направо. Между ними можно провести воображаемую линию, которая камера не должна пересекать. Так складывается впечатление, что персонажи смотрят друг на друга. В кино это называется правила 180 градусов. Следуя ему, зритель не становится дезориентированным, когда камера переключается между персонажами.

Но Нолан нарушает это правило, камера двигается влево, постепенно пересекая линию глаз, дезориентируя зрителя. Точно так же и Джокер, как и камера, начинает манипулировать Бэтменом. Проникает в его голову, ставит под вопрос его моральные принципы.

Джокер показывает, что они на самом деле похожи и зависимы друг от друга. В этот момент камера еще раз пересекает линию взгляда.

-5

Бэтмен начинает понимать, с кем имеет дело и теряет контроль. Съёмка становится ручной, а движения камеры хаотичным. Это явный признак того, что Джокер контролирует ситуацию.

Джокер хочет превратить Бэтмена в убийцу. Он ставит его перед выбором: спасти возлюбленную или Харви. После этого Бэтмен полностью теряет контроль.

Камера смотрит на Джокера сверху-вниз и образует специальный приём — голландский угол. Он отражает сумасшествие, хаос и бешенство.

Визуально мы видим доминацию Бэтмена, убрав контекст, мы бы думали, что ситуация под его контролем. Однако, в реальности, это не так.

-6

При этом Нолан полностью нарушает правило 180 градусов. Персонажи больше не смотрят друг на друга — это говорит нам о том, что наступил хаос. Используя движения камеры и композицию кадра, Нолан создает у зрителя диссонанс между картинкой на экране и реальным положением вещей.